ГлавнаяCодержаниеФорумВопрос авторуКонтакты

МАСТЕР О ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЕ

продолжение
страница 2

Единство неба и человека

Европейцы говорят: человек непременно покорит небо! Это вредное заявление: с небом (как и со всем и со всеми) надо быть в гармонии. Так как "тьма вещей и я - единое целое".

Древнее выражение о единстве с небом надо понимать как единство в добродетели-дэ, добродетель человека вознаграждается небом. "С небом и землей соединяй свои добродетели, с солнцем и луной соединяй свои законы, с четырьмя сезонами соединяй свой порядок, с темными и светлыми духами сопоставляй свои счастье-несчастье".

(Автор не объясняет термины китайской натурфилософии. "Небо" - нечто высшее, "земля" - нечто низшее, а человек находится между ними. "Добродетель" - выполнение своей задачи. "Соединение с солнцем и луной" - соблюдение космических ритмов. "Духи" - астральные сущности или энергетика предметов и явлений. - М.Б.).

В тайцзи-цюане (ТЦ) необходимы ощущения и реакции. Ощущения возникают через органы восприятия, а реакции - через действие каналов и точек.

    9 - Трехмерное время-пространство. С этим связаны движения по трем координатным осям в обоих направлениях, а также внутреннее, внешнее и центральная устойчивость в ТЦ, а также "3 ценности" (сань цай), 4 образа (сы сян), 5 стихий (у син), 6 единений (лю хэ), 7 звезд (Большой Медведицы), 8 триграмм (ба гуа), 9 дворцов (цзю гун). Все они отражаются цифрами 0, 1 и 2.

    0 - начало и отсутствие. "Отсутствие предела (у цзи) порождает наличие предела (ю цзи)". 1 - процесс для предметов и явлений. 2 - завершение процесса. Следующий уровень начинается опять с нуля. Таково спиральное восхождение или продвижение. (1 - янская, активная цифра, 2 - иньская, пассивная - М.Б.).

(Начало любого процесса с нуля, с нулевого уровня - очень важное замечание - М.Б.). Динамика и статика в гимнастиках возможны только при возможном возникновении разности во времени, отсюда и диалектическое понятие "в движении есть покой, в покое есть движение". В ТЦ краеугольное понятие - "столик динамики и статики", где "столик" (цзи) - нуль или отсутствие, острие стрелы. Время, прежде всего - циклы солнца, земли, луны и связь между ними. Три координаты времени: если есть прямое и обратное, то есть и отступление-наступление, а также преобразование-захват, выпуск-удар и разница между ними.

Положительное и отрицательное направления на осях следующее: переднее, верхнее, правое - положительное, заднее, нижнее, левое - отрицательное. При движении против часовой стрелки левое в теле поднимается, правое опускается, а поле вне тела оказывается направленным по часовой стрелке. Это основа для преобразования-хуа и захвата-на. А при движении против часовой стрелки проводят выпуск-фа и удар-да.

  1. Левое-правое. Они различаются анатомически, физиологически и по циркуляционным процессам. Этот дуализм и взаимообразуемость видны из выражений "слева вверх - справа вниз", "оглянуться влево - посмотреть вправо", "если слева тяжесть, то справа легкость, а если справа тяжесть, то слева ничтожно" и пр. Так что симметрия человека относительна, а диссимметрия абсолютна. Но левое и правое относительно сбалансированы, иначе организм не мог бы существовать. Но дисбаланс - главное, он вызывает циркуляцию ради равновесия и сохранения жизни.
  2. Дух-мысль-энергия-усилие. Дух-шэнь - информация из внешнего мира, связанная с внутренними ощущениями и реакциями. Мысль-и - направление мысли, намерение, возникающее как движение мысли в ответ на внешние и внутренние реакции в результате отбора полученной информации. Энергия-ци циркулирует во внешнем мире и внутри тела. Циркуляционных систем две: для энергии духа (шэньци) и энергии мысли (ици). Это позволяет понять трехкоординатность. Усилие-цзинь - это путь усилия, на котором специализируется сила-ли, действуя в том же направлении. Возникает при внутренних преобразованиях-хуа при органическом сочетании энергий духа и мысли.
  3. Самоотсутствие ("меня нет"). Мы находимся в природе и должны соблюдать ее законы. Питание - поставка энергии из внешнего мира. Другой мощный источник энергии - небо и земля, откуда берут ее занимающиеся. Занятия приводят человека в наилучшее состояние: дают уравновешенность, без избытков и недостатков. Если тренируют только тело, не добиваясь самоотсутствия, то это далеко от требований расслабления-сун и пустоты-кун.

У Чжуан-цзы сказано, что в состоянии отсутствия форменная материя самоулучшается. Внешняя материя вызывает отклик, рефлекс "того же звучания", образуя гармонию, сталкивание энергий (чун ци). "Столкновение" - это принцип инь-ян. Так что гимнастика (гун) должна следовать этой внешней материи не попадая на собственное тело. Это высокий уровень в ТЦ, называемый преобразованием усилия (хуа цзинь) и пустотой. Ключ к этому: реагировать, но не сохранять, не сам, но управляешь тьмой вещей.

Про самоотсутствие сказано: "Рожденное не ты имеешь, это рождено небом и землей в гармонии. Природу-судьбу не ты имеешь - это небо и земля управляют наследственностью".

В ТЦ "получив теряют", потому что сохраняемое теряется. Или сказано: "последующий впереди" и "одинаковость дает гармонию". Это надо прочувствовать, особенно в толкающих руках.

О небе и земле сказано: "небо покрывает, земля нагружает". В толкающих руках нужно иметь пространственное воображение, простирающееся и вне тела. Сказано: "Достижение большого без внешнего называют большим единым". Здесь единое - хаос, или беспредельное. Речь о пути от точек "плечевой колодец" к точкам "бьющий родник", представляющем собой реакцию в теле на прохождение небесной энергии в землю. При контакте с рукой напарника, имея эту реакцию, "реагируют, но не сохраняют". Т.е. не воспринимают силу напарника, но преобразовывают (хуа) ее в пустое.

Говорят: "поднимание заканчивается - тогда опускаются", или "подъем исчерпан - и спуск". Подъем и опускание энергии в теле ощущается как погружение в воду и всплывание. В этом помогает "земная нагрузка": энергия земли "нагружает" вверх. Тело ощущает "подъем слева": от левой точки "освещение моря" до левой "небесная ось". А справа ощущается понижение от "родника янского холма" (янлинцюань, на внешней стороне голени на 1 цунь ниже колена) до правой точки шэньмай (на стопе на полцуня ниже внешней косточки). Это - линия соединения тела с энергией земли, дающая "нагрузку" - энергию телу, необходимую для развития пути усилия-цзинь.

Так образуется кольцо, позволяющее небу и земле управлять формой, гармонией и порядком следования. Только при наличии небесно-земного опускания-поднимания возможны "погружение в воду и всплывание", тогда "мягкость чувств подобна воде, а усилие-цзинь подобно плывущей лодке".

  1. "В цифрах есть искусство, в искусстве есть цифры". Цифры 0 и 1 - это инь-ян, добавляем 2 и получаем иерархию предметов и явлений. Все цифры относятся инь (четные) или ян (нечетные). Развитие идет от беспредельного к имеющему предел, к двум смыслам (лян и), восьми триграммам и далее. Для изменений в трех пространственно-временных координат в теле и вокруг него необходима определенная техника: методы, законы, которые должны соответствовать цифрам. Изменения духа-мысли-энергии, необходимые для движений, связаны с изменениями в каналах и точках, с техникой информационных изменений.

В теле есть 365 точек ("Су вэнь"), что равно числу дней в году. Там же говорится о 383 точках, что относится к году сельскохозяйственного календаря со вставленным 13-м месяцем. Т.е. в такой год связь неба и человека другая. Более точно - 383,89, округленно 384 дня, что соответствует числу черт в 64-х гексаграммах.

Обнаруженный пониженный электрический потенциал в точках говорит, что точки - каналы для обмена информацией с внешним миром.

  1. Энергетическое поле и энергетический напор. Трехмерное энергетическое поле вокруг человека - это его реакция, охватывающая пространство его деятельности - обычно, 1 м. Для спорта, ударов дистанция энергетического напора (циши) достигает 3 м. Про это говорят: "усилие прерывается, а мысль не прерывается". Поле и напор должны взаимодействовать через энергии духа и мысли.
  2. Зеркальный образ. Восемь направлений образуют определенный угол с центральным дворцом, который называют "местом образа" (сянвэй). Его преобразуют с помощью "зеркального образа", находящегося вне тела. Это также реакция на внешнюю информацию: она "пустая" и имеет обратную связь с местом образа. Такова основа для сохранения тела правильно в центре. База для изменения угла - 15°. Так образуется цикл изменений, начинающийся с нуля.

Угол между землей и Луной - 13,5°. Только тогда можно видеть луну. Спутники тоже запускаются на этот угол. В толкающих руках при 15° можно "не потерять и не упереться".

  1. Связь энергий неба-земли и человека. В "Нэй цзин" рассказывается. "Император спросил: что такое энергетический обмен? Сибо ответил: места - вверху и внизу, а обмен в середине, в месте, где люди живут. Поэтому сказано: верх небесной оси - небесная энергия главенствует, низ небесной оси - земная энергия главенствует. Энергии обмениваясь разделяются. Энергия человека следует этому. Тьма вещей исходит из этого".

От движений энергии вверх и вниз происходят изменения. В человеке точки "небесная ось" (тяньшу, по бокам пупка) - место обмена энергии человека с энергиями неба и земли. Здесь находится среднее поле пилюли, сохраняющее энергию.

Сила-ли человека, возникающая в теле, проявляется вовне только через реакцию земли. Вес и центр тяжести связаны с центром земли. Изменяя реакцию точек "бьющий родник", можно мысленно изменить энергию. Затем, ведя тело с помощью энергии, создают путь усилия. При этом имеют внутри реакции погружения и всплывания, поднимания и опускания, пустое и подвижное макушечное усилие, ощущение реакций точек "встреча инь" (в пахе) и "сто встреч" (на макушке).

Часто говорят, что земные врата постоянно закрыты, а небесные постоянно открыты - речь об этом. Т.е. точка "сто встреч" взаимодействует с небесной энергией и когда расширяется до диаметра монеты в 1 юань, то ощущается на расстоянии примерно 5 см от тела. Что и позволяет ей с небесной энергией, создавать "сладкую росу" (во рту) и формировать защитную энергию (вэйци) на расстоянии примерно 10 см от тела. Так ощущается духовная энергия снаружи, которая нужна, в первую очередь, для движений тела.

Энергия мысли (ици) меняет форму тела, под главенством поля пилюли она идет внутрь и проникает наружу. В руках главенствуют точки "дворец труда" (лаогун, в центре ладони), в ногах - "бьющий родник", соединяющий с земной энергией. Энергии неба и земли образуют вокруг тела округлую взаимореагирующую единую энергию хаотического первоначала, что мы можем рассматривать как проявление беспредельного или ноль.

В ощущениях тела сочетаются нервная и двигательная системы, а каналы и точки отражают реакции человека на явления природы, это другие ощущения.

Небо пустое. Оно находится в состоянии хаоса и напоминает покрывало толщиной 3 м. Его динамическое состояние ощущается как центробежный вихрь сверху, не меняющий плотности. Он может вызывать вихрь в себе и напарнике и позволяет с помощью мысли вести усилие-цзинь.

На земле происходят линейные движения, оказывающие центростремительное вращательное воздействие на человека. Под землей мысленно формируют круглую яму глубиной 1 м. Она вращается и движется на расстоянии тоже 1 м. Эта энергия может нести тело, а также преобразовывать-захватывать, выпускать-ударять. Если превышают 1 м более чем на 70 см, то для правки нужно наблюдать духовную энергию (шэньци). Кроме того, если погружаться в землю на 1/3 метра, можно наносить точечные удары. Таковы линейные и точечные усилия выпуска (фа) и удара ( ).

Изменения небесного вихря имеют поверхностный и объемный характер. Так, можно наблюдать связь точки, линии, поверхности и объема. Все это познается и оттренировывается на практике. Здесь главное - энергетические переходы поля и позы (ши).

  1. Надевание на тело. Движения духа-шэнь - это реакция человека на информацию, исходящую от природы, осуществляемая с помощью каналов и точек. В трактатах сказано: "Приобретая опыт, постепенно доходишь до понимания усилия-цзинь … и тогда поднимешься по ступеням трона к духовному свету". Таков процесс надевания этой одежды, представляющий собой упорядоточение. Оно ведет к раскрытию мудрости при дальнейшем сближении тела с природой и при улучшении здоровья. Только приобретя мудрость можно способствовать прогрессу. Человек природы не нарушает законов природы и приносит большую пользу обществу. Он учится до дня смерти, истощая свои небесные (заданные) годы. - 25.3.1995.


Предыдущая страница ]Содержание ]Следующая страница ]

© Май Михайлович Богачихин
Разработка и дизайн: <ME100>