ГлавнаяCодержаниеФорумВопрос авторуКонтакты

МАСТЕР О ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЕ

продолжение
страница 3

Гимнастика и Путь

Базовая китайская философия - даосизм, основа его - природность и недеяние, мягкость и успокоенность. Те же требования в тайцзи-цюане (ТЦ). Его можно рассматривать как одно из направлений даосизма. Например, у Чжуан-цзы сказано: "небо и Земля - отец и мать тьмы вещей, объединяясь образуют телесное, рассеиваясь образуют начальное". (Начальное - это хаос). В трактатах о ТЦ говорится: "Великий предел рождается беспредельным, столиком для движения и покоя, матерью для инь и ян. Требования Лао-цзы "цени мягкое" и "сохраняй женское (слабое)" очень понятны тем, кто занимается ТЦ или ведением-привлечением (даоинь).

Между почками подвешена точка "сокровенная застава" (сюаньгуань), это - корень верхнего и нижнего. У Лао-цзы - сохранение центра, у Вэнь-вана - ограничение своего тыла, у Чжоу-гуна (князя Чжоу) - сумеречное сердце, у Конфуция - сохранение отступления в тайне. Сохранение сумеречности и женственности - речь о том же. А в ТЦ об этом сказано: "начало жизни и мысли - в поясничных впадинах".

В даосском взращивании жизни имеют дело с внутренней пилюлей (при статической работе) и с ведением-привлечением (при динамической), отличающимся от сгибания-вытягивания, относящимся к физкультуре тела. В ведение-привлечении (ВП) пользуются зародышевым дыханием. И, когда в ТЦ говорят: "сердце ведет мысль, мысль ведет ци, ци ведет тело", то, очевидно, это не только сгибание-вытягивание, но и ВП.

Выражение "одна инь, один ян, называют это Путь (Дао)" тоже относится к ТЦ. Так же как выражение Лао-цзы "в тьме вещей - склоняющаяся инь и охватывающий ян, (эти) сталкивающиеся энергии образуют гармонию" - оно помогает в ТЦ избегать двойной тяжести.

"Сокровенная застава" - это "ворота жизни" (минмэнь), точнее - жизни и смерти. Хранение здесь мысли - важный метод взращивания жизни. Находящиеся рядом почки - корень прежнего неба. Храня мысль в "сокровенной заставе" чувствуют жар, распространяющийся в конечности, одновременно стимулируется движение в поле пилюли. Это действует семенная энергия (цзинци), главная в человеке (потому что может превратиться в жизненную ци и духовную шэнь - М.Б). Она же используется для движений форменного тела, когда "мыслью ведут ци, ци ведет тело". Тело при этом размягчается, что соответствует и требованиям даосизма. Автор изучает каналы и точки - ощущения в них, их реакции, связь с движениями тела и мысли.

Ведение-привлечение и сгибание-вытягивание

Ведение-привлечение (даоинь) еще называют привлечением Пути (тоже даоинь). Это метод оздоровления, создающий гармонию как тела, так и духа, используя движения корпуса и конечностей. Если тело рассматривать как компьютер, то система каналов - программное обеспечение. В трактатах пишут: "ведение энергии дает гармонию, привлечение тела дает мягкость", "ведут и привлекают дух-шэнь и энергию-ци, используют взращивание для формы и души-по, (это) путь для продления лет, техника расположения формы" - Чжуан-цзы. Перво-наперво нужно водить энергию и приводить ее в гармонию. Лао-цзы указывал: сталкивающаяся энергия становится гармоничной. Инь и ян образуют единство - это гармония. Но они противоположны - это столкновение.

В "Дао дэ цзине" сказано: "Дао-Путь следует естеству"; "Дао рождает единое" - это отсутствие пределов (уцзи), "единое рождает два" - это инь-ян, "два рождают три" - это гармония, рожденная столкновением энергий. В "Трактате о внутреннем" сказано: "Этих энергий три, тройка - и образуется Небо, тройка - и образуется Земля, тройка - и образуется Человек". Тот же смысл у Лао-цзы: "три рождают тьму вещей".

У человека кроме форменного тела, состоящего из органов, есть еще особая система каналов, анатомически не обнаруживаемых. Она, как и нервная система, пронизывает всё тело. Точки на ней - пересечение путей, "антенны" для связи с внешним миром, а также пункты мысли (идянь), связанные с движением тела. Эти точки соединяют центры тяжести отдельных частой тела и центром тяжести всего тела для создания единой двигательной системы, служа путем для циркуляции духа, мысли и энергии. В этой гимнастике мысль хранят, главным образом, в этих точках. И в движениях тайцзи-цюаня, если упорядочить связь точек с движениями, учесть законы биомеханики и, тем более, при наличии гармонии (хэ) и мягкости (жоу) возникает оздоравливающий эффект, повышающий жизненные силы.

Автор использовал 28 точек, многие - на чудесных каналах, важных точек мысли, связанных с движениями тела. Они позволяют поддерживать центральную устойчивость (одно из краеугольных требований ТЦ) и совершать движения, а также играть роль амортизатора при всплывании-погружении, открывании-закрывании, позволяя в равновесии сохранять мягкость. При этом возникают пути усилия-цзинь великого предела, что используется в технических ударах (цзицзи). Как сказано в "Нэй цзин": "только копируя инь-ян и соединяясь с техникой и числами можно исчерпать свои небесные годы (т.е. предначертанные небом, судьбой).

Что касается канального движения - коротко речь о следующем. Когда участки тела находят несколько точек, связанных с движениями (главным образом на чудесных каналах), то пытаются определить по ощущениям их величину, форму, глубину, ощутить реакцию взаимодействия с другими точками, излучение, отрыв от тела, циркуляцию энергии вне тела, соединение с небом и землей и пр. - 16.4.1997.

Гимнастики и медитация

Поговорим о постижении природы (син). Постижение (кит. у, яп. сатори) достигается медитацией, а говоря о гимнастиках (цюань), в первую очередь, речь о тайцзи-цюане. Медитирующие (чаньцзя) не могут медитировать по готовым словесным формулам или письменным знакам, но должны с просветленным сердцем наблюдать природу, сопоставляя истину с единым сердцем. В ТЦ постигают своим собственным телом, сочетая мастерство в выполнении форм с внутренней работой. Но только отрешившись от себя, выйдя на пространство пустоты, можно соответствовать внешнему миру. Все объективные предметы и явления, отражаясь в собственном субъективном пространстве, становятся энергией духа (шэньци) и мысли (ици), они формируются в "сердце" и "духе".

Энергия мысли водит тело. Энергия духа может соответствовать внешнему миру, она образует энергетическое поле и энергичность. Ее основа - пустота, но это ведущая сила. В буддизме об этом говорят: "пустое, но окрашено, окрашено, но пустое".

Медитирующие не любят тексты: их можно толковать по-разному. Тексты по ТЦ выучивают наизусть, повторяют про себя, тоже пытаясь постигнуть природу, но мало кому это удается. Хотя, в отличие от буддистской практики, можно почувствовать на себе оздоравливающий эффект, технические удары, взаимодействие с напарником, пути усилий - всё это будет что-то говорить.

В китайской медицине говорится о 8 программах диагностики: инь-ян, внешнее-внутреннее, пустое-полное, холодное-горячее. В гимнастиках холодное-горячее заменяется на статичное-динамичное. Рассмотрим подробнее.

Инь-ян. Главное: в инь есть ян, а в ян есть инь, они взаимоподдерживающие и взаимобразующие, опораются на инь, охватывает ян. Для изменения инь-ян сокровенное (сюань) среднего предела служит столиком. В толкающих руках взаимодействия и собственные реакции опираются на инь-ян и вообще на функции, в которых опираются на инь и охватывают ян. В движениях овладевают сокровенным, то есть средним пределом - удобным моментом.

Внешнее-внутреннее. Есть 3 внешних и 3 внутренних соединения и без трех внутренних нет трех внешних. Т.е. позиция в движениях должна иметь внутреннюю поддержку, лишь тогда возникает внешняя форма. А 3 внутренних соединения требуют взаимопронизывания духа-мысли-энергии-усилия, где главное - дух-шэнь, который управляет преобразованием энергетического поля и силы энергии. Этим также управляет внешнее - информация внешнего мира. Так что требуется постижение внешнего и внутреннего.

Пустое-полное. Здесь нужно осознать, что полное определяется пустым, пустое должно уметь самодвигаться, иметь изменения и мысленные движения. Но и полное служит основой для пустого. Всё это отрабатывается на практике.

Динамика-статика. Движение постоянно, но в нем есть покой. Покой относителен, но в нем есть движение. Покой - нулевая точка на координатах, точка равновесия, но не точка остановки, поэтому и говорят о статике в динамике.

Надо усвоить разницу между усилием-цзинь и силой-ли. Только при наличии внешней энергии в возникает внутренняя, тогда в мышцах, костях, связках появляется сила, служащая основой для движений. Но усилие в ТЦ тоже имеет движение. Когда ци ведет тело, это - процесс преобразования энергии, связанный также с каналами и точками.

Растяжение и сокращение. Растяжение - внутреннее, набор, а сокращение, выпуск - внешнее. Все движения и пути усилия-цзинь имеют растяжение-сокращение. Выпуск усилия (фацзинь) - сокращение. Расслабление с движением энергии в процессе напряжения-сокращения связано с изменением в точке "город ветров" (фэнши, в середине бедра снаружи).

О стойке тела точно по центру. Для этого должны скоординироваться каналы управления и действия (думай, жэньмай), пяточные и соединяющие чудесные каналы (цяомай, вэймай), т.е. малый и большой циклы неба.

О всплывании и погружении. Это некоторое внутренне существующее движение мысли. Только при движении мысли, когда находятся в погружении, в определенной степени автоматически возникает движение мысли о всплывании и возникает реакция всплывания. О движении мысли сказано: "вверх - как всплывающие облака, вниз - как стекающая вода".

Пустота - это не отсутствие, а реакция духа на окружающий мир. Когда человек входит в покой (жуцзин), то психически сосредотачивается. И тут возможно вдохновение. Это может быть источником мудрости. Потому ТЦ требует расслабления и успокоения.



Предыдущая страница ]Содержание ]Следующая страница ]

© Май Михайлович Богачихин
Разработка и дизайн: <ME100>