ГлавнаяCодержаниеФорумВопрос авторуКонтакты

МАСТЕР О ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЕ

продолжение
страница 4

Ищешь круглое - занимаешь центр,
в изогнутом ищешь прямое

Изогнутое считают красивым. С точки зрения механики, когда изогнутое распрямляется, то возникает прямолинейное действие. И не только точки и линии, но поверхности и объемы, действуя аналогично, образуют своего рода усилия-цзинь.

Круг взаимно пополняют и образуют, а изогнутое и прямое - противоположности. Создание центра делает круг не пустым, в нем появляется энергия м ее можно изменять. В тайцзи-цюане (ТЦ) и периферия, и центр могут вращаться. На пути усилия преобразования-захвата (хуа на) идет вращение, а снаружи принуждают усилие и мысль напарника находиться вне собственного кольца, ибо "выйти из кольца легко, а войти в кольцо трудно".

Усилие выпуска-удара (фа да) имеет центр, создающий волну энергии, идущую от собственного целостного круга к напарнику, образуя целостное усилие, одновременно сопровождающееся вращательной мыслью, распиливающей как циркулярная пила. Так возникает тонкий путь усилия-цзинь, где "сила-ли специализируется на главном одном".

Изогнутое - это обычно S-образное, состоящее из двух полуокружностей - для себя и напарника. Добиваясь прямого, можно пронзить свою центральную точку круга и через центр S-образной формы найти центр круга напарника. Эти 3 точки образуют прямую. Здесь задействована инь-янская связь: "глаза" инь-янских "рыбок" плюс средний предел (центр схемы великого предела) и образуют прямую, которую ищут в изогнутом. Об этом говорят: "сокровенное - в среднем пределе", "и инь - и ян, не инь - не ян" или "в инь есть ян, в ян есть инь", инь и ян - корни друг для друга", а также "ищут круглое, занимая центр". Однако, в центре надо быть активным.

В руках точкой мысли служит "изогнутый пруд" (цюйчи, с наружной стороны руки на уровне локтя), идущий путь усилия-цзинь - "вверх, как всплывающее облако". Смысл прямого - главным образом в разворачивании и вытягивании.

В ногах главное - колени, которые не должны выходить за большие пальцы ног. Когда здесь "в изогнутом ищут прямое", главное - в изменениях этой вертикали. "Вниз - как текучая вода": следят за движением стоп, чтобы точка "три версты на ноге" (цзусаньли) поддерживала. Речь о связи стопы с голенью, позволяющей ноге поддерживать всё тело.

Поясница - среднее звено тела - должна напоминать ось телеги, а энергия пусть крутится как колесо, связывая поясницу с конечностями. Старый учитель Ян Юйтин дал словесную медитацию: "поясница соединяет пятки с кистями и не соединяет пятки с кистями, соединяет пятки со стопами и не соединяет пятки со стопами". Таково действие колеса. Но речь об энергии, а не о силе. Тот же смысл в выражении "изогнул - и получил ощущение (энергии)".

Буддисты говорят: "цвет - это пустота, пустота - это цвет" (цвет = вид). Речь об образе. Его сущность не в самом образе, а в биохимической причине. Как в компьютере: мы через дискету вводим информацию, а на экране смотрим образ. Таковы и наши ощущения: глаза передают информацию в мозг, где формируется образ. Поэтому, изучая биохимические причины, мы лишь анализируем информацию. Для этого нужны мудрость и порядок создания полевой информации. Потому и заменяют аналоговые системы цифровыми: информация не теряется.

В ТЦ есть выражение: "есть форма - ложь, нет формы - правда". Здесь "правда" - цифра, или информация. Бесчисленные движения тела сводятся к сгибанию-выпрямлению, это как бы аналоговое действие, а ведение-привлечение (даоинь), использующее сеть каналов-точек, это информационное действие, как бы цифровое. И, поскольку происходят энергетические изменения, имеет место эффект "взаимной реакции неба и человека".

Продолжая аналогию с компьютером, рассматриваем двигательную и нервную системы как сам компьютер, а канальное движение - как программное обеспечение. Точки - не только место прохождения каналов, но и места соединения человека с внешним миром. Токов комплекс систем в человеке. Это сеть, охватывающая пространство в теле и вокруг него, передающая информацию, воспринимающая и преобразующая энергию, управляющая всем телом.

Реликтовое космическое излучение с частотой 4090 Гц проходит кожу и достигает энергетических каналов, давая позитивный заряд энергии, а точки служат приемными антеннами. Качество и количество определяет натренированностью.

У Чжуан-цзы сказано: "Достигаешь большого без внешнего - это называют большим единым. Достигаешь малого без внутреннего - это называют малым единым". И еще: "Позиция (ши) для пользы создается. Как ткацкий станок при запуске теряет линейность, горный ручей, изгибаясь, стремительно крутится - таково устремление естества. Круглое - тело циркуля, его позиция - самовращение. Квадратное - форма угольника, его позиция - само спокойствие". И еще: "Небо может покрывать, но не может нести. Земля может нести, но не может покрывать. Великий путь может охватывать, но не может дискутировать".

"Путь круга" (юань дао) - не столько образ, сколько внутреннее движение, образующее цикл с возвратом к началу. И не просто возврат, но и подъем на более высокий уровень. В человеке "начало в меридиане легких, в среднем обогревателе… Канал печени поддерживает, возврат к печени, далее - пронизывание диафрагмы вверх, втекание в легкие ("Лин шу"). В "Каноне перемен": солнце уходит - луна приходит, луна уходит - солнце приходит. Солнце с луной толкаются - и свет рождается. Холод уходит - тепло приходит, тепло уходит - холод приходит. Холод с теплом толкаются и год рождается". Таков путь неба, цикл солнца, луны, земли. Путь предметов идет от зародыша к смерти. Путь человека: рождение, рост, укрепление, старение, истощение. Таковы циклы "круглого пути", непременно начинающегося с нуля.

В ТЦ аналогично. Отрабатывают формы. Выполнив 2/3 позы, начинают делать следующую позу. И когда завершают одну форму, развивается следующая позиция. Таков спиральный подъем, дающий жизненную силу. На базе круглого формируются внешние и внутренние дуги, о чем сказано: достигаешь большого без внешнего и достигаешь малого без внутреннего. Всё это единое, т.е. хаос, беспредельное, из которого рождается имеющее предел.

Так что "есть вещь - реагирую, но не храню", "вещи и себя - всё забываю". Пространство, где нет меня, - вещью наблюдается вещь, потому не знаю, что есть я, что есть вещь. Пространство, где нет меня, достигается только в покое". "Просветленное сердце видит природное (син) и нет вещей, наблюдающих вещи, и две стороны не травмируют друг друга. Как в зеркале отражаются вещи, ясно видишь истощение видения, вещи и я - оба забываются, сливаясь воедино. Человек, гармонизируя сердце, истощает видение, небо и мысль взаимосвязываются".

Это используется в толкающих руках: приходит - реагирую, реагирую - но не сохраняю, поэтому действую следуя вещам. Таков смысл преобразования усилия-цзинь. Когда соединяют руки с напарником, то не соединяют силы, своя сила не выходит за запястье. Привлекают напарника к завершению круга, и мы сами начиная с 2/3 одного круга создаем другой круг, который имеет жизненность. Таков смысл пустого усилия.

Великое единение (да и) - это вихрь, находящийся снаружи, а малое единение (сяо и) - вращение внутри. Внешнее - преобразование-захват, внутреннее же позволяет выпускать и ударять. С точки зрения циклов каналов начало и конец в легких.

Правое полушарие мозга хранит информацию, накопленную со времен появления человека 5 млн. лет назад - можно сказать, информацию прежнего неба. Но чтобы вскрыть ее, нужно успокоить левое полушарие. Этому способствует выполнение требований ТЦ. Образы, возникающие в правом полушарии, синхронные с движениями, выводят в пространство, где №сердце ведет мысль, мысль ведет ци, ци вращает тело". Образное мышление, используемое при гармонизации трех внешних и трех внутренних, очень важно.

В ТЦ возникает синхронная работа обоих полушарий мозга, что позволяет овладеть направленностью движений, изменениями позиций и такими путями усилия, как прилипание, связывание, следование, а также преобразование, захват, выпуск, удар. Можно научиться слышать усилие, понимать его.

Когда ладонь толкают вперед, линию взгляда на базе "взгляда по горизонтали" поднимают на 15°, и выпускают горизонтальную силу. Если эта линия тоже горизонтальная, то после толчка возникает дуга вниз. И взгляд нужно сочетать с движением. Эта синхронность - и в теле, и вне его, но при изменениях ощущается, что нет ни в теле, ни вне. В даосизме это называют скрещение гексаграмм кань (воды) и ли (огня). У даосов "сокровенная застава" (сюаньгуань) - основа внутренней работы: "познаешь сокровенную заставу - и станешь бессмертным". Эта полость "и в теле, и вне его, отсутствует и там, и там, из пустоты ничего не рождается, из отсутствия рождается наличие". Всё это проявления синхронной работы полушарий мозга, когда левое входит в покой, а правое раскрывается, вызывая движение в неком сверхотвлеченном пространстве.

Пример. Точка "сто встреч" и вихрь над макушкой, точка "встреча инь" и расслабление движения ног, точки лецюэ и лютунь, "ворота жизни", поле пилюли, "дворец труда", "город ветра", чичжан и пр. оказываются синхронны.

Так что ТЦ, развивая правое полушарие, возвращает к прежнему небу, к природным функциям, резко повышая возможности человека.



Предыдущая страница ]Содержание ][ Следующая страница ]

© Май Михайлович Богачихин
Разработка и дизайн: <ME100>