ГлавнаяCодержаниеФорумВопрос авторуКонтакты

Мастера, пути, методы

продолжение
страница 1

Если мастер Чжоу считает, что непосвященных особо посвящать не следует, то мастер Чжу не только что-то рассказывает, но и показывает. Например, просит давить на руку и обращает ваше внимание: смотри, твое усилие куда-то исчезло! В журнале "Цзиньу" (Тонкое воинское искусство) у него есть статья "Толкающие руки без рук". Толкающие руки - вторая, но главная часть тайцзи-цюаня (первая - комплекс): стоят двое и толкаются руками по очереди, и это часами. Зачем?

В песенном заклинании говорится: "Великий предел не использует рук, руки достигли и больше не ходят". Речь идет, конечно, о высокой степени мастерства в боевой гимнастике "Великий предел" - тайцзи-цюань, требование к которой - "дух расправлен, тело спокойно".

Знаменитый Чэнь Синь, впервые описавший тайцзи-цюань (книга не переведена, кажется, ни на один европейский язык), указывал, что толкание - "болезнь" , т.е. ошибка. Потому что физически нужно не толкать, а только касаться. Отработав это, пишет Чжу, оставляют между руками промежуток - примерно 10 см. И если тренирующийся контактно могут почувствовать все намерения противника, то бесконтактная работа - чистая экстрасенсорика, проявление скрытых способностей.

Мастер Чжу показал простенькое упражненьице: поднять руки вверх и отпустить их - пусть падают. Если не умееешь расслабляться (а это главное требование в тайцзи и в цигуне), руки будут падать с задержкой, притормаживаясь.

Самый для нас интересный мастер - Высокий, по имени Крепкий-Летающий. По-китайски - Гао Чжуанфэй. Мы его называем Золотое Сердце за открытость и доброжелательность. При встрече он сразу начинает что-то рассказывать и показывать, но нам нехватает знаний и умений, чтобы всё воспринять. Он по специальности врач китайской и европейской медицины, знаток традиционных лекарств, а главное - ученик знаменитого Ван Пэйшэна, нашего современника. Из его техник самая поразительная - "подвижная пустота" (линкун).

Вот пример. Стоишь напротив напарника и смотришь через его левое плечо в бесконечность. Мысленно раскручиваешь его макушку против часовой стрелки и делаешь, так же мысленно, шаг вперед. А он отлетает от тебя на несколько шагов. В России у меня это не получалось, не то что при работе с сенситивными мастерами в Китае. Есть и более простые методики, которые обычно получаются. Когда этим забавляются мастера, все хохочут, глядя на отлетающего метров на пять или кружащегося вокруг мастера против своей воли. Сам подопечный тоже хохочет. Потом меняются местами, и всё повторяется. Нет злобы. Нет сосредоточенного лица, как у боксера. Главная задача - тренировка сознания в создании мыслеформ. Ведь мысль - главная движущая сила в космосе, "вначале был логос" - мыслеформа, сформировавшая мир.

В человеке "мысль ведет ци, ци ведет кровь". Ведя мысль вне тела и создают суггестивное воздействие без гипнотического отключения сознания, т.е не нарушая закон свободы воли. В результате тренировки нет усталости - наоборот, прилив сил, энергии, в том числе психической: ведь все улыбаются, смеются.

Естественно, у людей нервных, дерганых, злобных перегруженных разными мыслями, страстями, ничего не получится: не сумеют направить мысль в одну нужную точку, потом в другую - мысль у них будет прыгать, рассеиваться. Ибо этические законы - это законы природы, не соблюдаешь их - природа высоко не пустит.

Мы пошли пить кофе в кафе, но и там Золотое Сердце порассказал много интересного.

Нижняя часть туловища должна быть устойчивой, верхняя - подвижной. Нижний центр только упруго расширяется (на выдохе) и сжимается (на вдохе, т.е. при наборе ци), а верх может крутиться. Энергия должна выходить из тела и входить. На выдохе протягивают руку, чтобы взять предмет, на вдохе подносят вещь к себе. Певец на высоком тоне излучает энергию, а на низком набирает. В гимнастиках корпус как бы опирается на одну точку в пахе, поэтому должно быть ощущение, что пах подпирает некую вертикальную линию, и этот стержень тела должен ощущаться и сохраняться все время, при всех перемещениях. Пах все время подпирает, поэтому говорят: земные врата постоянно закрыты, а небесные постоянно открыты - через макушку поступает космическая энергия.

Разные стили гимнастики тайцзи, рассказывает Гао, определялись физическими особенностями их основателей. Так, У (Шумный) Цзяньцюань, создатель стиля У, был маленького роста, поэтому и движения у него в основном скованные. И он не мог нагибаться: мешал большой живот. Ян Чэнфу, создатель современого стиля Ян, отличался высоким ростом, и движения у него более размашистые. У (Воинственный) Хэцин, создатель своего стиля У, страдал болезнью ноги, поэтому не переступал ногами, а как бы волочил одну ногу, оставляя ее сзади. У Сунь Фуцюаня, создателя стиля Сунь, ноги не болели, он мог свободно выполнять открывание-закрывание (кай-хэ).

Фото 2
Фото 2

Мастер счимтает, что правое полушарие мозга, отвечающее за образное мышление, связано с мудростью и многотысячелетней информацией, накопленной человечеством за всю его историю, и как с помощью тайцзи его "вскрыть", параллельно активизируя левое - важнейшая задача гимнастики. Движения тела определяются левым полушарием и относятся к тренировке "последующего неба" (хоутянь). Это как "мягкое" (программное обеспечение) и "жесткое" (аппаратура) в кибернетике.

Подняться на уровень творчества, искусства можно лишь развив правое полушарие, фиксируя пространственные образы и управляя их движениями. Если части тела движутся под управлением нервной системы, то мыслеобразы - при помощи системы энергетических каналов, выявляемых не анатомически, а акустически и электрически. Сеть каналов проходит не только внутри тела, но и снаружи, в итоге соединяя статику и динамику тела. Поэтому мастера говорят: "человек не знает меня, а я его чувствую" (мы бы сказали: чувствую его поле) (фото 2).

Обзор статей Гао Чжуанфэя приводится:



Предыдущая страница ]Содержание ]Следующая страница ]

© Май Михайлович Богачихин
Разработка и дизайн: <ME100>