ПОНЯТИЕ О ЦИГУНЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТЯХ
М.М.Богачихин
Цигун — древняя китайская техника саморегуляции и саморазвития. В наше время, с 50-х годов ХХ века, ее начали применять в клиниках Китая и добились определенных успехов, она получила достаточно широкое распространение. Однако сам термин "цигун" трактуется у разных авторов неоднозначно. Одни исходят из значений составляющих слово иероглифов, рассматривая "ци" как дыхание, а "гун" как постоянные упражнения в регулировании дыхания и положений тела. Другие видят смысл термина в работе (гунфу) над ци. Третьи полагают, что название не соответствует содержанию. В древности метод называли ян шэн фа "метод взращивания жизни". В одном докладе о цигун-терапии цигун назвали "методом закаливания во время отдыха", в другом — "методом психотерапии".
Надо сказать, что в древности словосочетание "цигун" встречается крайне редко — говорят, только в книге даоса Сюй Суня во время династии Цзинь (265—420 гг.), а также —значительно позже — в одной из книг в конце Цинской династии (1644-1911). Термин этот довольно широко распространен среди занимающихся ушу (боевыми искусствами). Так, в современной книге "Тайны шаолиньских гимнастик" говорится: "Цигун — два сказа:
один — взращивать ци, второй — тренировать ци". Однако первое из этих понятий говорит о даосской саморегуляции (гунфу), второе — о тренировке ушу, к рассматриваемому здесь цигуну это отношения не имеет. Только существовавший до освобождения (1949) "ици-гун" 3 относится к рассматриваемой модели. В 1934 г. в Китае вышла книга о лечении чахотки методом цигуна, но внимания она не привлекла.
В 1960 г. директор Таншаньской клиники цигун - терапии Ван Цзиньбо прибыл в Шанхайскую городскую клинику цигун-терапии, где специалисты обсуждали вопросы терминологии, ибо "если имя не дано, то как именовать?" И было решено не понимать иероглиф ци узко, опираться на практически вкладываемый в него смысл. Исходили из того, что цигун метод и теория самостоятельной тренировки тела и духа, прошедшие в народе длительный путь развития. Тренируя позы, дыхание, расслабляя тело и сердце (душу), концентрируя и используя сознание, совершая ритмические движения и пр., можно регулировать и усиливать различные механизмы человеческого тела, инициировать и возбуждать скрытые в теле силы. Это оказывает оздоровительное и общеукрепляющее действие, способствует профилактике заболеваний, долголетию. Использование цигуна для последней цели и говорит о методах цигун-терапии. Кроме того, постоянные практики проявляют скрытые возможности: ясновидение, яснослышание, телекинез и пр. Позволяют бозопасно ходить по битым стеклам, раскаленным углям и пр. Суставы могут приобретать невиданную ранее гибкость, кости изменять длину.
В "Трактате Желтого императора о внутреннем" ("Хуанди нэй цзин") в числе пяти методов лечения: иглоукалывание каменными иглами, использование лекарств, прижигании, "девять игл", упоминается "дао инь ань цяо" это и есть древний цигун. В перечислении восьми слов: выдыхать, вдыхать, выплевывать, набирать, медведем повисать, птицей вытягиваться — содержится описание метода "ведения и привлечения" – даоинь. Ныне это называют статическим и динамическим цигуном. Многие классические медицинские трактаты на протяжении веков рассматривают эту технику.
Однако методы, используемые в цигуне, словами передать очень трудно. Кроме того, и в древности, и сейчас людей, овладевших им, не очень много. В Цинское время (1644—1911 гг.) Чжоу Сюэхай писал: "О методах даоинь литература таинственная, смысл скрытный, многое не прочитаешь, стыдно, но не усвоить эти методы". Поэтому часто цигун считают священной тайной, смысл которой понять невозможно. Поэтому в прошлом специалистов по цигуну было очень мало.
Цигун — часть традиционной китайской медицины, но некоторые относят его (а точнее, "метод взращивания жизни") к даосской саморегуляции (гунфу) и возводят к Лао-цзы. Позже он стал методом самосовершенствования (сю фа) в тайных даосских сектах. Когда во время Восточно-ханьской династии (в начале нашей эры) в Китай проник буддизм, имевший собственный метод "взращивания жизни", методика цигуна получила дальнейшее развитие.
Считается, что ответвлений цигуна очень много, в даосизме они разделяются на две группы — северные и южные, поскольку даосизм раскололся на северный и южный.
Существование цигуна уходит в глубь веков, вплоть до периода Тан Яо – одного из мифических правителей дописьменной древности. В годы "весен и осеней" и "борющихся царств" (VIII-III вв. до н.э.) он уже получил развитие, и в течение веков на него оказали влияние и даосы, и конфуцианцы, и различные методы укрепления здоровья, бытовавшие в народе. О некоторых методах цигуна пишется в даосских трактатах "Лао-цзы", "Чжуан-цзы". Это говорит о том, что уже в то время эти методы были известны: при Цинь (246—207 гг. до н.э.) и в начале Хань (с -206 г.) числилось, например, с десяток философских школ, и даосизм принадлежал лишь к одной из них.
В самом даосизме тоже было много направлений и не в каждом использовали цигун. После династий Сун и Юань (Х—Х IV вв.) существовало два основных направления. Первое называлось сектой единого (чжэн и пай) или сектой амулетов и талисманов, заговоров и заклинаний, служащих для "изгнания бесов и снятия порчи". Второе называлось сектой киновари и котла (дань дин пай) или сектой плавления и взращивания (лянь ян пай), на севере именуемой сектой полной истины (цюань чжэнь пай), она имела задачей "плавить киноварь и добиваться долгой жизни", поэтому говорили о даосском учении золотой киновари (цзинь дань дао цзяо). Метод тренировки называли "техникой внутренней киновари" (нэй дань шу). Распространилась она со времени династий Сун и Юань (Сун: 960-1279 гг.). Основателем южной школы называют Чжан Бодуаня, а Ван Чжэ считают основателем северной школы. При династиях Мин и Цин появились, кроме того, так называемые западная и восточная школы.
Следует иметь в виду, что медицинский цигун и даосская техника внутренней киновари имеют каждая свои особенности. Однако относиться пренебрежительно к даосским и конфуцианским гимнастикам, тем более отвергать их не следует, так как ими накоплен опыт, который можно выборочно использовать.
Ма Цзижэнь, бывший директор Шанхайской клиники традиционной медицины, наблюдал немало хронических больных, начавших заниматься цигуном, после чего состояние у них стабилизировалось, некоторые выздоровели и вернулись к труду. Это говорит о терапевтическом действии цигуна. У тех, кто после выздоровления продолжал заниматься цигуном, здоровье укрепилось еще более. Некоторые ослабленные или дряхлые после занятий цигуном укрепили тело, восстановили жизненные силы, стали более жизнерадостными, что говорит о профилактическом действии цигуна. Китайская медицина объясняет все это тем, что цигун активизирует ци и кровь, гармонизирует "плотные" (цзан) и "полые" (фу) внутренние органы, усиливает истинную ци (чжэньци), успокаивает сердце (синь) и дух (шэнь), каналы цзин и ло (т.е. продольные и поперечные) прочищаются, здоровье укрепляется, кости становятся более прочными.
Китайская медицина считает, что эмоционально-волевая деятельность человека сопровождается семью чувствами: радость, гнев, печаль (тоска), размышление, скорбь, страх, испуг; обычно они находятся в рамках биологических процессов и не ведут к заболеванию. Однако при длительном психическом возбуждении или при внезапной резкой психической травме, выходящей за рамки возможностей регулирования психической деятельности, возникает потеря способности управления работой инь и ян, ци и крови, плотных и полых внутренних органов, и развивается болезнь. Данные биопсихологии также говорят о том, что настроение отражается на вегетативной нервной системе, системе внутренних секреций, тесно с ними связано и отражается на их работе.
Так вот, расслабление, вхождение в покой , управление дыханием, отрабатываемым в цигуне, как раз оказывают непосредственное влияние на центральную и вегетативную нервную систему, позволяя воздействовать на настроение в сторону его улучшения. А непрерывное улучшение настроения, в свою очередь, все более улучшает характеристики физиологической деятельности, образуя цикл улучшения. Так, расслабление мышц и скелета полезно для центральной нервной системы, особенно в отношении понижения напряженности симпатической нервной системы. И когда во время тренировок "входят в покой" и прерывается связь с внешним миром, то это оказывает на кору головного мозга тормозящее действие, позволяя восстановиться клеткам коры головного мозга, работа которых из-за избыточного возбуждения стала сумбурной; кроме того, это может оказать защитное действие при возникновении вредного стресса от внешних впечатлений. Далее, с помощью управляемого дыхания можно массировать внутренние органы, способствуя кровообращению, усиливая работоспособность органов. К тому же при регулировке дыхания возбуждается дыхательный центр, что оказывает положительное влияние на общее состояние человека и, кроме того, гармонизирует симпатическую и парасимпатическую нервные системы, относящиеся к вегетативной нервной системе.
В результате такой тренировки и изменений, возникших в организме, головной мозг, безусловно, в значительной степени понизит свою чувствительность к травмирующим действиям семи чувств. А с другой стороны, торможение дыхания и вегетативной нервной системы, расслабление костей и мышц, возникающие при тренировках,— это форма единой реакции организма, входящего в покой, это реакция, характеризующаяся низким метаболизмом и накоплением энергии, или процесс, способствующий подпитке, т.е. биологически это "стабильность внутренней среды", самый благоприятный момент для процессов, протекающих в теле человека. Поэтому занятия цигуном могут не только способствовать сохранению здоровья и укреплению тела, но и оказать лечебное воздействие на многие болезни, именуемые в китайской медицине "внутренним поражением семи чувств", при которых нарушается и теряется равновесие вегетативной нервной системы.
Кроме медицинского назначения, т.е. профилактики и лечения заболеваний, цигун может широко использоваться и для следующих целей.
Физкультура. Если тот, кто занимается физкультурой и спортом, овладеет методами тренировки по системе цигун, в особенности методами расслабления, позволяющими стабилизировать нервную систему, то это поможет сосредоточить в одной точке возбуждение коры головного мозга, особенно когда большая часть нервной системы будет находиться в расслабленном состоянии, что позволит исключить нервное напряжение перед выходом на спортплощадку, стабилизирует настрой, а после выхода на спортплощадку сделает движения гармоничными, использование сил рациональным, будет
способствовать взрыву сил, достижению на состязаниях более высоких результатов.
Двадцать с лишним лет назад Му Чэнкуань прибыл в Шанхай с инспекцией и посетил Шанхайскую цигун-клинику для обмена опытом. Он ознакомил спортсменов г. Тяньцзинь с цигуном, и они стали тренироваться, сочетая занятия спортом с цигуном. Позже в Западной Германии и Японии также использовали методы психической тренировки, базирующиеся на цигуне, с целью преодоления предстартовой напряженности и достижения более высоких результатов.
Театр. Артисты театра отрабатывают "ци поля киновари" один из методов цигуна, позволяющий продлевать выдох: они стремятся использовать незначительное количество воздуха при выдохе, чтобы длительное время петь арию. Поскольку только при глубоком вдохе можно продлить выдох, то при отработке дыхания требуется, чтобы возникало ощущение, что вдыхают до низа живота, при этом живот поджат, задерживают на короткое время воздух и выдыхают при пении или декламации, достигая желаемого эффекта. Кроме того, у драматического артиста или певца часто неустойчивое настроение приводит к тому, что отвечающие за выражение чувств мышцы не подчиняются приказам, игра становится неестественной, сценический эффект падает. Отработка расслабления с помощью цигуна в большой степени способствует восстановлению возможности произвольного управления мышцами, отвечающими за мимику.
Каллиграфическая живопись. В истории Китая было немало каллиграфов и художников-долгожителей, имевших отношение к занятиям цигуном. Чтобы создавать каллиграфическую надпись или картину, древние пользовались двумя видами опыта: "Кристальный дух, спокойные думы, исправить себя, поправить манеры, овладеть кистью, думать о жизни, около пруда стремиться к покою" и "Собирать увиденное, отражать услышанное, выправить сердце, гармонизировать ци это гарантия прекрасного; если же сердце и дух неверны — знаки рисуются вкривь и вкось, воля и ци не гармоничны знаки, конечно, все потрясенные". Другими словами, необходимо сконцентрировать сознание, отбросить побочные мысли, выправить сердце (душу) и сгармонизировать ци, затем объединить мысль и силу кисти и заниматься творчеством. Иногда прежде чем опустить кисть, опускают ци в нижнее поле киновари (т.е. делают вдох до низа живота), двигают пальцами и руками, опускают кисть на бумагу, движения кисти исходят как бы из поля киновари, то вбирая, то выпуская, поднимая тяжелое как легкое. Поэтому процесс каллиграфии и рисования — это тоже процесс тренировочной работы, при этом безусловно повышается техника и снижается старческая дряхлость.
Такой же подход характерен при других видах творчества.
Образование. Когда учащиеся занимаются цигуном, это помогает ликвидировать нежелательные факторы окружающей обстановки (такие, как напряженность при обучении), приводящие к снижению психических возможностей. Серьезные занятия цигуном позволяют успокоить нервную систему, снять усталость с клеток мозга, затормозить и ослабить беспокойство и возбуждение, способствуют возможности полного сосредоточения внимания. Все это повышает эффективность учебы, и таким образом у человека пробуждаются скрытые возможности умственной деятельности. Поэтому в некоторых странах про цигун иногда говорят: "гихое сидение — творческое раздумье".
Цигун — способ самозакаливания тела и души. Способы закаливания многочисленны и многообразны, например, ушу, физкультура, и цигун —лишь один из этих комплексов, отнюдь не обобщение различных методов закаливания. Нет основания называть цигун всеобъемлющим методом "взращивания жизни" (т.е. заботы о здоровье) или методом избавления от всех болезней и продления долголетия. Поскольку в понятие "взращивание жизни" входит очень многое. Резюмируем сказанное выводом, сформулированным в "Простых вопросах" ("Су вэнь"), в "Истинной теории древнего неба": "Те же, кто знает Путь, образцом берут инь-ян, гармонию у всех искусств, пить и есть — имей грань, встать, сесть — имей порядок, не безрассудно трудись и работай — сможешь тогда сочетать дух и форму, а иссякнут и небесные годы, окажется: счет шел на века". Другими словами, путь взращивания жизни (ян шэн), метод взращивания жизни, способ изгнания болезней и продления долголетия включает следующее: необходимо выбирать способ тренировки в зависимости от сезона и изменений погоды, есть и пить — в определенное время, определенное количество, работа и отдых должны разумно чередоваться, физический и умственный труд иметь определенные пределы. И цигун — лишь составная часть многих искусств (или способов взращивания воспроизводящей, жизненной и духовной энергий — цзин, ци, шэнь). Цигун — это метод тренировки, имеющий целью непосредственно предупреждать и лечить заболевания и укреплять организм, при этом берут собственное тело в качестве объекта и путем сознательной саморегуляции психической и физиологической деятельности (души и тела) предупреждают и лечат психические и физиологические нарушения.
В целом цигун можно разделить на два больших класса: статический и динамический. Статический цигун (цзингун, что можно перевести как "статическая работа".— М.Б.) пользуется сидячими, лежачими и стоячими позами, внешне статичными. При этом применяются такие методы, как расслабление, успокоение, концентрация, правильное дыхание, делается упор на внутреннем закаливании тела, отсюда другое название метода — "внутренняя работа" (нэйгун). Однако, будучи методом тренировки, он, безусловно, не обходится без движений. Как сказано в книге жившего в начале Цинской династии Ван Фучжи "Записки о вопросах мышления" ("Сы вэнь люй"), в главах о внутреннем и внешнем: "Неподвижное неподвижно и подвижно, отнюдь не бездвижно", "покой обязательно включает движение, движение не отбрасывает покой". Поэтому статическая работа это еще метод "движения в покое".
Динамический цигун (дунгун, или динамическая работа,— М.Б.) использует методы движения конечностей в сочетании с сознанием и ци, а также самомассаж, похлопывание и другие приемы — с целью закалки внутренних органов, костей, мышц и кожи. Поскольку он предполагает движения, проявляющиеся вовне, его также называют "внешней работой" (вайгун). Поскольку он проводится в условиях концентрации внимания и спокойного сознания, это метод "движения в покое".
[Предыдущая страница][ Содержание ][ Следующая страница ]
|