ГлавнаяCодержаниеФорумВопрос авторуКонтакты

ПОНЯТИЕ О ЦИГУНЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТЯХ

продолжение
страница 2

Таким образом, содержание цигун-тренировки многосторонне, это не только метод дыхания, не только метод психотерапии, а особый процесс деятельности, направленный на закаливание внутренних частей организма, сочетающий тренировку движения, дыхания и сознания.

Из выше перечисленных методов цигун-тренировок можно видеть, что они не совпадают с тем, что имеет место в физкультуре и ушу (воинских искусствах), каждый метод имеет свои особенности.

Если говорить о спортивной тренировке, то ее различные направления имеют соревновательные требования. Так, в гимнастике прыжки в высоту требуют поиска путей, как прыгать выше, прыжки в длину — как прыгать дальше, различные виды бега в гимнастике требуют бегать быстрей, а при поднятии тяжестей требуется поднять более тяжелый груз. При соревнованиях с мячом ищут, как вырвать победу у противника. У цигуна нет подобных требований. Конечно, некоторые виды спорта, если исключить соревнования, тоже хороши для закаливания, если, например, бег наперегонки заменить медленным бегом, но это уже не спорт, а физкультура.

Если теперь рассмотреть воинские искусства, то они тренируют бойцовские качества, отрабатывают технику рукопашного боя, чтобы добиться победы путем ударов, стремятся поддержать тело и защитить себя, упражняются в имитации нападения и защиты. Все движения в воинских искусствах выражают их бойцовский характер и закон силы. Цигун же не предполагает подобных требований. Тайцзи-цюань одна из гимнасток — метод борьбы, в котором используют податливое, встречая жесткое усилие. Как сказано в книге Чжан Вэньюаня "Вопросы и ответы, касающиеся общих сведений по тайцзи-цюаню": "Тайцзи-цюань — не цигун, это техника борьбы". Однако движения в тайцзи-цюане мягкие и естественные, требуется все выполнять очень спокойно, объединять движение и сознание, присоединяя соответствующее дыхание, поэтому в ушу эту технику также называют "гимнастикой внутренней школы" (нэйцзя-цюань). Тайцзи-цюань можно сочетать с занятиями цигуном, некоторые его моменты можно включить в цигун-тренировки.

Что касается "жесткого цигуна" (ин цигун), то это органическое соединение двух вещей: "внутри тренируют один вдох ци, снаружи тренируют мышцы, кости и кожу", то есть путем вдыхания ци, движения ци, соединения ци, наполнения ци и пр., добавляя впридачу внешние удары, добиваются того, чтобы мышцы стали более крепкими. Если при этом после усиленного вдыхания присоединяют ци и внутри мощно концентрируют силу с помощью сознания, то тогда эту силу взрывообразно выбрасывают наружу через одну из конечностей, в случае быстроты движения можно иметь огромную ударную силу, а в случае медленного движения можно воспринять тяжелый удар и мощное давление.

Таким образом, "жесткий цигун" и рассматриваемый здесь цигун имеют неодинаковые требования, разница между ними очевидна. Соответствующие организации проанализировали и изучили особенности техники "жесткого цигуна" (или жесткой работы — ингун) и сделали первичное заключение: "жесткий цигун" не относится к области спорта и не соответствует смыслу воинских искусств, поскольку он не пригоден для широкого внедрения в качестве метода укрепления организма и не имеет особенностей ударов в нападении и обороне. Однако нужно сохранить имеющую ценность особую технику жесткой работы, нельзя терять традиции.

Цигун-тренировки имеют такие следующие особенности. ^

а) Цигун — способ лечения всего тела, при котором укрепляются внутренние факторы.

Цигун — не терапевтический метод, направленный специфически на одну какую-то болезнь, а целостный лечебный метод, главным образом имеющий задачу улучшить рабочие возможности и внутренние факторы всего организма человека. Прежде всего, считает китайская медицина, только когда в теле человека истинная ци (чжэньци) в недостатке и слаба, недостаточна и не способна противостоять внешней вредоносности или когда соответственно изменяется настроение — только тогда теряется работоспособность плотных и полых внутренних органов, ци и крови, и возникает болезнь. Пустота и слабость истинной ци не только основная причина возникновения болезни, но развитие болезни, ее изменения, последствия и рецидивы также определяются ими. Особенно важна поддержка со стороны истинной ци, когда "старая болезнь непременно сопровождается пустотой", все тело ослаблено.

Гимнастика цигун — это метод лечения, при котором добиваются поддержания истинной ци и улучшения состояния всего тела. Если говорить о четырех основных компонентах тренировки: расслаблении, успокоении, концентрации и дыхании, то расслабляют организм, успокаивают мышление, "хранят мысль в поле пилюли", то есть немного ниже пупка, регулируют дыхание. Все это вместе и есть метод закалки всего тела. Занятия цигуном обычные дают следующие результаты: сон постепенно улучшается, аппетит постепенно повышается, экскреция нормализуется, состояние духа становится более полным. Это отражает постепенное улучшение состояния истинной ци в теле. Немало ослабленных или больных путем постепенного наполнения внутренними силами укрепили тело, повысили уровень здоровья. Кроме того, болезни, излечиваемые цигун-терапией, главным образом связаны с "семью эмоциями". Хотя эти болезни поражают многое и имеют отношение к плотным и полым внутренним органам (цзан и фу), однако в основном они влияют на их работоспособность: из-за снижения работоспособности внутренних органов и нарушения гармонии в их работе возникают болезни.

Китайская медицина считает, что сердце — главный хозяин пяти плотных и шести полых внутренних органов, правильность действия хозяина — погружение в спокойствие. Поэтому при занятиях цигуном необходимо постоянно изгонять путаные мысли, утихомиривать сердце, успокаивать дух и таким образом входить в спокойное состояние, чтобы сердце могло регулировать работу негармонично функционирующих внутренних органов. Это совпадает с точкой зрения современной медицины, которая утверждает, что после самоторможения коры головного мозга регулируется и восстанавливается нормальное функционирование на линии "мозг — внутренние органы". Это подтверждает комплексный характер действия цигун-терапии. С другой стороны, еще одна отличительная особенность цигуна заключается в том, что этот метод главным образом тренирует внутренние органы.

Конечно, мы не можем пренебрегать важной ролью внешних вредоносных воздействий и других болезненных факторов, а также различными заболеваниями и недугами, проявляющимися в зависимости от состояния тела и духа, условий жизни и питания, поэтому необходимо также использовать узконаправленные методы занятий цигуном. Только в сочетании обоих подходов можно добиться ожидаемых результатов.

б) Цигун — метод самолечения, делающий упор на закаливании.

Цигун — метод закалки (тренировки), его непременные требования — самореализация, самозакаливание, только таким образом можно добиться результата — укрепления тела, профилактики и лечения болезни. Если подход не таков, то это не цигун. Например, самомассаж цигун, а массирование других, это "туйна", о чем ниже.

Древнейшее название "туйна" — "сломанная ветвь" (чжэчжи). В комментарии Чжао Ци, жившего во время Ханьской династии (206 г. до н.э.— 220 г. н.э.), говорится: "Сломана ветвь: часть массажа (аньмо) с изгибанием рук, распусканием и остановкой ветвей. Некоторые стыдятся этой деятельности, поэтому не занимаются". В "Толковании смысла четырехкнижия" ("Сы шу бань и") говорится: "ветвь — то же, что конечность". В книге "Мэн-цзы: истинные принципы" ("Мэн-цзы чжэн и") высказано мнение, что "сломанная ветвь" это "изгибание и распрямление тела ветви", т.е. приведение в действие конечностей. "Остановка" (ба) имеет значение "усталость". "Распускание и остановка ветвей" — приведение в действие усталых конечностей с помощью других людей. Такой способ лечения движением — не то, что гимнастика цигун.

Цигун требует самостоятельного проведения тренировок, поэтому психологические факторы состояния человека очень важны, особенно для страдающих вялотекущими заболеваниями. Из-за того, что болезнь длится относительно долго, люди не могут вести нормальную работу, учебу, жизнь, телесно и духовно страдают, это легко вызывает пессимистические настроения, беспокойство и страх перед болезнью, вплоть до того, что больной может махнуть на себя рукой. Такое психическое состояние мешает излечению болезни и тем более служит препятствием для правильных занятий цигуном. Поэтому в процессе тренировок необходимо постоянно помнить и верить: болезнь может постепенно быть излечена, нужно цигун-тренировки и излечение болезни сделать важной задачей, поставить в центр внимания, стремиться проникнуть в методы цигуна, расширять результативность занятий, укреплять их терапевтический эффект, поскольку цигун — один из видов гунфу – работы по повышению мастерства. Нужно изучать его, овладевать им, и хотя это не очень трудно, это своего рода процесс и его нельзя брать наскоком. Мы не можем требовать мгновенного всестороннего овладения гунфу (мастерством), тем более нельзя ограничивать число дней для тренировок. Нужно время, чтобы тело окрепло, болезнь прошла. Тренирующимся не следует повсюду выискивать "высший гунфу", стремиться увидеть необычное, постоянно менять один тип гимнастики на другой, чтобы добиться быстрого успеха. Нужно выработать привычку, подождать, пока она закрепится, нельзя "три дня ловить рыбу, два дня сушить сеть", необходимо постоянство, настойчивость.

Великая китайская стена

Все методы тренировок требуют непосредственного руководства со стороны специалиста. Тайцзи-цюань — не исключение. Нельзя, руководствуясь лишь книжными указаниями, овладеть позами и движениями. Поскольку письменная передача характера действия вызывает затруднения, в методиках часто говорится нечетко и не конкретно. Особенно если цигун служит оружием в борьбе с болезнями и необходимо выяснить, как правильно выполнять упражнения, очень важно исходить из состояния тела занимающегося, характера протекания болезни и с учетом этого давать указания, а книги и другие материалы пригодны лишь как вспомогательные средства.

Вышеприведенные рассуждения заимствованы в основном у Ма Цзихъня, медика. Он разделяет цигун на оздоровительно-медицинский и даосский культивацию жизни. Однако последний также считает необходимым "избавиться от ста болезней" и предлагает для этого методику психофизической саморегуляции, которая, вскрывая внутренние силы организма, позволила воздействовать на живые и неживые объекты. То, что не все понятно, не должно нас смущать: чтобы во всем разобраться, нужно по крайней мере прочитать всю книгу.

Системе цигун в современном Китае уделяется серьезное внимание. Лица, прибывающие из Китая, рассказывают о массовом увлечении этой системой, причем более серьезной и глубокой считают цигун, а тайцзи-цюань нередко считают очень полезным для немолодых. Однако после политический выступлений сторонников одного из направлений цигуна – "фалунь-гун" (цигун, или работа "колесо закона", дхарма-чакра на санскрите), отношение властей к цигуну изменилось на настороженное, тем более что фанатики доходят до попыток самосожжения на центральной площади Пекина Тяньаньмэнь (Ворота Небесного Покоя), что напротив главного входа в бывший императорский дворец. Так что теперь цигунисты нередко остерегаются заниматься прилюдно или заявляют, что у них не цигун, а что-то еще. Сама же система фалунь-гун, как кажется, не лучше и не хуже других.

После фильма "Шаолинь-сы", созданного совместно с гонконгской киностудией "Чжунъюань", молодежь увлеклась боевыми искусствами так называемых внешних стилей. В помощь занимающимся внешними и внутренними стилями выходит много журналов и книг, созданы учебные видеофильмы. И по цигуну в Китае выходит много литературы.

Древняя китайская медицина считала, что энергию в теле поддерживает "настоящее" или "полное" дыхание, от которого зависит здоровье. Слово цигун состоит из "ци" — энергия, которая поддерживает все физиологические функции в организме, и "гун" — работа над собой. Цигун помогает мобилизовать и выявлять скрытые возможности организма и этим укрепляет здоровье и продлевает жизнь. Однако не стоит особенно присматриваться к термину: все термины условны, о них не спорят, а договариваются.

Системой цигун занимается масса людей. В своих плавных движениях одни подражают аисту и журавлю, другие застыли, углубившись мыслями в самих себя, третьи делают порывистые, быстрые движения. Некоторые делают упор на напряжение мышц в определенных позах. Цигун очень многообразен.

Выполняют гимнастику на ходу (син), стоя (чжань), сидя (цзо) или лежа (во). При статическом исполнении (цзингун) тело не движется, человек находится в душевном спокойствии и выполняет упражнения мысленно, перемещая жизненную энергию по организму ("внутреннее движение при внешнем покое"). Динамическое исполнение (дунгун) подразумевает движение тела при спокойствии духа ("внешнее движение при внутреннем покое"). Первая используется для исцеления, вторая — для закалки.

В Пекине, Шанхае, Бэйдайхэ и других местах есть санатории дыхательной гимнастики. В 1979 г. в Пекине состоялась первая конференция по цигунтерапии. Клинические наблюдения показали, что цигун не только укрепляет здоровье и продлевает жизнь, но и предохраняет от хронических и старческих болезней, часто дает хороший клинический эффект при таких болезнях, которым не помогают лекарственные средства.

Цигун хорошо излечиваются многие болезни. Особенно показан при неврастении, анемии, астме, гипертонии, язвенной болезни, хронических дискинезиях кишечника и пр. Начинают расти волосы у облысевших из-за какой-либо болезни, происходит размягчение тканевых рубцов. Нейродермит может быть излечен одновременно с язвой желудка. При нерегулярных месячных или потере способности иметь детей из-за какой-либо затяжной болезни женщины, пройдя курс пневмотерапии, становились матерями. Так писал проф. В.Г.Вогралик, наблюдавший цигун в Китае. Однако и Ма Цзижэнь, и И.Г.Вогралик – медики, они не рассматривали парапсихологическое воздействие цигун-тренировок, роль жизненной энергии ци, главенствующее влияние мысли и на процессы в собственном теле, в теле пациента и воздействие на живые и "неживые" объекты с их помощью. Эти возможности развивает цигун, но относят их уже к "особым функциям" – тэи гуннэн, а не к цигуну . Практика "особых возможностей" опровергает известные законы физики и прочих западных наук, так что пишут о "кризисе науки" - поскольку законы мысли и информации западная наука не рассматривает, а речь идет об энерго-информационных взаимодействиях.

Цигун – слово общее. Даже индийскую йогу китайцы называют йога-гун (гун может означать сокращение от цигун). Система цигун включает множество школ и направлений: известны стойка "парящий журавль", "дикий гусь" и многие другие. Своеобразный цигун – работа со звуками, воздействующими на внутренние органы: "шестисловное заклинание". Есть цигун, делающий акцент на напряжение, "преобразующий суставы и связки". Однако для европейцев и, тем более, американцев, вечно куда-то спешащих, напряженных, живущих в стрессе, наибольшую ценность представляют китайские релаксационные гимнастики, делающие акцент на освоении расслабления тела и сознания – цигун, а также гимнастика " великий предел" (тайцзи-цюань ) и "ладонь – восемь триграмм " (багуа-чжан) – так называемые гимнастики внутренних школ. Ибо расслабление дает прилив энергии, а напряжение – ее трата. Организму же необходимо и то, и другое, но напрягаться нас учат с детства, а вот по части расслабления – явный дефицит. Только при расслабленных мышцах и сознании возможно ясновидение – получение информации извне, независимо от времени и расстояния. В том числе и сенсорная диагностика – непосредственно по телу, по фотографии или по мыслеобразу. Как известно, что не тренируется, то отмирает или не развивается. Отсюда ценность внутренних гимнастик, направленных на самого человека и его системвх, а не на проявление вовне. Европейская культура до этого не дошла.



Предыдущая страница ]Содержание ]Следующая страница ]

© Май Михайлович Богачихин
Разработка и дизайн: <ME100>