ГлавнаяCодержаниеФорумВопрос авторуКонтакты

ПОНЯТИЕ О ЦИГУНЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТЯХ

продолжение
страница 3

Глава II

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЦИГУНА

История развития цигуна весьма длительная. Если говорить только о письменных источниках, то еще более 2 тысяч лет назад в медицинских и других трудах, в специальных книгах, посвященных "взращиванию жизни" (ян шэн), в трудах некоторых религиозных деятелей и деятелей культуры можно обнаружить немало данных, касающихся цигуна. Кроме того, есть еще широко распространенные различные методы закаливания, бытующие среди народа. Люди в процессе практики накопили огромный опыт, в зависимости от особенностей тела и предъявляемых требований использовали различные методы тренировок, поэтому методы цигуна богаты и разнообразны.

В древности цигун, возможно, стал известен людям следующим образом. Например, если при усталости тела потянуться, зевнуть, закрыв глаза, побыть в спокойствии, то возникнет ощущение душевного покоя и радости; или если ноет поясница и ее помассировать самому, слегка поударять, то боль ослабевает и уходит; или если в груди ощущается стеснение, то, раскрыв рот, выдыхать воздух или рукой погладить грудь и живот — и стеснение исчезает. Так возникали первые ростки цигун-тренировки. Путем непрерывной практики и поиска постепенно возник способ, пригодный к применению.

Есть также разновидности цигун-тренировки, возникшие из движений древних танцев. Согласно легендам, более 4 тыс. лет назад, начиная с эпохи Тан Яо, в районе центральной равнины Китая произошло наводнение, продолжавшееся очень долго. Потом только великий Юй, основатель династии Ся (возможно, 2205 г. до н.э.), углубив фарватер, справился с этим водным бедствием. А когда наводнение было в разгаре и процветала ци водяной влажности, у людей повсеместно стало плохо с кожей и суставами. И они на основе накопленного опыта выбрали определенные танцевальные движения, чтобы расправить мышцы и укрепить кости, улучшить кровообращение, укрепить здоровье тела. Об этой ситуации в трех указанных ниже книгах содержатся сходные записи. В книге "Весны и осени Люя" Люй Бувэя, написанной во времена династии Цинь (246-207 гг. до н.э.) в главе о древней музыке говорится: "В старину во времена Тао-тана было много инь в плотном состоянии, глубокого и концентрированного, пути вод перекрылись и закупорились, не было первоначального хода, энергия ци в народе застоялась, затормозилась и сгустилась, суставы и кости во множестве сжались и не доходили до исходного, поэтому воспользовались танцами, чтобы расшевелить их".

В "Истории дорог" ("Лу ши"), в 9-м свитке введения говорится: "Во времена Инь Кана водные каналы были непроточные, реки не следовали по своим перв o начальным путям, инь собиралась и легко сгущалась, у людей все застаивалось внутри, на коже возникали застойные явления, ноги опухали и, чтобы помочь суставам и связкам прийти в норму, было приказано заниматься танцами, учили людей, привлекали к танцам, чтобы помочь и руководствоваться этим, это называли "большими танцами".

Мэн Фу в "Общих записках об императорах и князьях" приводит отрывок из "Записок из учебного квартала" ("Цзяо фан цзи"), где говорится: "В древности при Инь Кане и Гэ Тяне изначальная ци начала дробиться, бедствия от застоя воды не прекращались, в народе многие страдали от опухания ног Пришла мысль помочь всем нормализовать суставы и связки, это положило начало приказу о танцах".

Нам известно, что древние сначала совершали подношения духам (шэнь) и предкам, а затем отправлялись на охоту, охотой добывали пищу, собирали плоды и урожай и пр., при этом они имели обычай устраивать танцевальное празднество, копируя прыжки животных и полет птиц. В движениях этих танцев с целью "расчистки фарватера" использовали изгибания, осматривания, прыжки, размахивания крыльями, характерные для животных и птиц,— это и есть первоначальный цигун. Как сказано в книге "Танцы и оды" ("У фу"), написанной во время Восточной Хань (в начале нашей эры), где разъясняются функции танцев: "Дух (шэнь) веселья изгоняет старость — таково искусство долгих лет жизни".

В первом классическом китайском медицинском труде "Хуанди нэй цзин", впервые появившемся в период борющихся царств (403-221 гг. до н.э.), есть отрывок, который можно сопоставить с вышесказанным. В части "Простые вопросы" ("Су вэнь"), в главе "Способы различны, рецепты подходящи" говорится: "Что касается центра, то земли здесь ровные и влажные... Поэтому часты здесь болезни: паралич, одышка, холод, жар. Для излечения их необходим массаж даоинь и аньцяо, поэтому даоинь и аньцяо возникли в центре". Центральный район страны действительно из-за своей равнинности часто подвергается паводкам и наводнениям, и как следствие, ци влажности в сильном избытке, а массаж даоинь-аньцяо, развился из танцев и некоторых других движений и стал медицинским термином.

Название "даоинь" помимо "Трактата о внутреннем" ("Нэй цзин"), встречается в "Чжуан-цзы", где в главе "Глубокий смысл" ("Кэ и") говорится: "Дуть, дышать (на что-то), выдыхать и вдыхать, выплевывать старое и набирать новое, медведем повисать, птицей вытягиваться — все это служит долголетию. Мужи, которых привлекает этот путь, — люди, взращивающие форму (син, т.е. тело). Исследователи долголетия Пэн Цзу (легендарного долгожителя) отметили это как хорошее". В комментариях Чэн Юаньина говорится: "Дуют холодным выдохом и выплевывают старое, втягивают теплым вдохом и набирают новое, как медведь залезает на дерево и может свободно висеть или как птицы, летая в воздухе, вытягивают свои лапки. Это шэнь (дух) и ци (энергия) даоинь, служащие для выращивания формы и души-хунь, путь к продлению жизни , техника остановки в форме". В комментарии известного историка, автора "Исторических записок", Сыма Цяня говорится: "Медведь повисает: подобно тому, как медведь залезает на дерево и втягивает ци, птицы вытягиваются: подобно тому, как птицы кричат". Ли И, комментируя даоинь, говорит: "Ведут (дао) ци, создавая гармонию, растягивают (инь) тело, создавая мягкость".

Великая китайская стена

В книгах по китайской медицине так пишут о гимнастике даоинь, упоминаемой в "Трактате о внутреннем". У Ван Бина, жившего во время Танской династии (618-907 гг.) говорится: "Даоинь — это раскачивание мышц и костей, приведение в движение суставов". Цинский (1644-1911) автор Чжан Чжицун комментирует: "Даоинь — это вздымание рук, втягивание и зевота". Здесь втягивание (инь) — вдыхание ци, а "зевота" — выдыхание ци с открытым ртом; вздымание рук поднятие вверх обеих рук. В "Ли юэ пянь вэнь" указывается: "Восемь слов: выдох, вдох, выплевывание, набирание, медведем провисать, птицей вытягиваться это метод даоинь".

Кроме того, Ши Хуэйлинь, живший во время династии Тан в книге "Смысл звучания всех трактатов" указывал: "Всякое потирание себя, разминание себя, вытягивание и поджимание рук и ног, исключив работу и отбросив волнения, называют даоинь".

Что касается выплевывания (ту) и набирания (на), то в старых комментариях находим: выплевывание ртом грязной ци называется выплевыванием старого (ту ту), а набирание носом чистой ци называется набиранием нового (на синь). То, что это дыхательная гимнастика — вполне понятно.

Из приведенных выше разъяснений, касающихся даоинь, следует, что все динамические и статические упражнения — движения конечностей и корпуса, дыхательные упражнения, самомассаж и пр. — можно отнести к даоинь. В связи с этим современный историк Го Можо в своей книге "Эпоха рабовладельческой системы" указывал: "То, что древние называли даоинь, современные люди называют цигун". Кроме того, там сказанго: "Достоверно, что в период борющихся царств (403-221 гг. до н.э.) действительно была "школа взращивающих жизнь" (ян шэн цзя), занимающихся цигуном".

Выражение "аньцяо", как отмечалось выше, впервые встречается в "Простых вопросах", относящихся к "Трактату о внутреннем". Некоторые медики, комментируя "Простые вопросы", отмечают: "Ань означает изгибать и придавливать кожу и мышцы, цяо означает быстрое поднятие рук и ног; даоинь и аньцяо китайцы используют на истинном пути (чжэндао), выращивая дух (шэнь) и регулируя ци". "Аньцяо поднимание ног для массажа". Можно заметить, что аньцяо главным образом относится к самомассажу. Это вызвано тем, что в древности в основном занимались самомассажем: некоторые не желали заниматься массированнием других. Так, в "Мэн-цзы" говориться: "Чтобы сделать Чжану "сломанные ветви", обратился к человеку я не могу. Не стал делать, не потому что не умел".

С другой стороны, древние предпочитали самомассаж, поскольку он позволяет сделать более подвижным все тело. В связи с этим Чжэнь Вэньчжо во времена Цинской династии (1644-1911 гг.) в книге "Медицинские следствия" ("И гу") отмечал: "Древний массаж (аньмо) — это самостоятельные движения, потрясывания, скручивания, похлопывания и подергивания, прижатия, изломы. Пройдя это, сто суставов становятся подвижными. Выполнив это, 4 конечности оживают; для труда появляется много здоровья, не страшен становится физический труд". Такой самомассаж — тоже составная часть цигуна. Что касается массажа, выполняемого другим, то позже он развился в туйна. Как сказано в книге "Смысл звучания всех трактатов": "Если обращаются к другому, чтобы сжимать и растирать тело, поглаживать и мять, то это называют аньмо".

Современное наименование "цигун" распространилось только после 1949 г.

В годы "весен и осеней" и "борющихся царств" (722-221 гг. до н.э.) в связи с ростом производительных сил в общественной экономике произошли значительные изменения, области культуры тоже были сильно затронуты, возник подъем науки, когда "соперничали сто школ". Именно в это время жили Конфуций (Кун-цзы), Чжуан-цзы и легендарный Лао-цзы (а также Сократ и Платон, Будда и Зороастр). Цигун в это время тоже получил определенное развитие и привлек всестороннее внимание.

Появилось первое классическое медицинское произведение — "Трактат Желтого императора о внутреннем", сохранившее свою ценность до наших дней (а в Индии - ). Среди пяти видов лечения, перечисленных в "Простых вопросах", есть "даоинь аньцяо", это и есть древний цигун. Рекомендуется сохранять спокойствие и невозмутимость, хранить в себе семя и энергию (ци), тогда "болезнь успокоится". Нужно также "сочетать даоинь с принятием лекарств, только лекарствами излечить нельзя". Конкретно о лечении с помощью даоинь есть такой пример: "Те, у кого болезнь почек длительна, могут в час 3 (с 3 до 5 утра) направив лицо к югу, успокоив шэнь (дух) и, путаясь в мыслях, остановить (поступление) ци и не дышать 7 раз, чтобы вытянуть горло и втягивать ци вдоль него, подобно проглатыванию очень жесткой пищи; после повторения этого 7 раз пищу проводят вниз языком бесчисленное число раз".

Что касается даосов, то в произведениях таких их представителей, как Лао-цзы и Чжуан-цзы, есть выражения, относящиеся к древнему цигуну. Так, в книге "Лао-цзы" выражения "пустое сердце, наполненный живот", "существуют как бы непрерывно, используя это не напрягаясь", "достигают предела пустоты, сохраняют спокойствие постоянного", "сосредотачивая ци, достигая податливости, можно уподобиться младенцу" и пр. не только отражают определенные философские представления Лао-цзы, но также говорят о тренировках, что впоследствии многие использовали. Что касается отрывка из "Чжуан-цзы": "Дуть, дышать, выдыхать и вдыхать, выплевывать старое и набирать новое, медведем повисать, птицей вытягиваться...", то здесь специально говорится о древнем цигуне, что совершенно ясно. Упоминавшийся Пэн Цзу (Пэн-Родоначальник), как рассказывают легенды, жил во времена Инь-Шан (1766-1122 гг. до н.э.), наслаждался жизнью 800 лет. В древности часто ссылались на него как на представителя долгожителей. В "Чжуан-цзы" в главе "Великие основоположники", кроме того, сказано: "Истинные люди в древности дышали глубоко-глубоко" — тоже специально говорится о древней дыхательной гимнастике.

У Конфуция в книге "Беседы и суждения" ("Лунь юй") говорится: "Есть овощную пищу, пить воду, сгибая руку, преклонять голову", что, возможно, тоже пример какой-то тренировки. В "Чжуан-цзы" в главе "Великие основоположники" сказано: Янь Хуэй говорит: "Обратился к сидению в забытьи. Чун Ни заинтересовано спросил: что такое сидение в забытьи? Янь Хуэй сказал: опускают конечности, отключаются от слуха и зрения, избавляются от формы (т.е. отключаются от ощущений тела), прогоняют знание, объединяются с великим проходящим, это называют сидением в забытьи". В связи с этим Го Можо указывал: "Работе (гунфу) в тихом сидении во время династий Сун и Мин (960-1279 и 1368-1644 гг.) конфуцианцы уделяли очень большое внимание. Комментаторы часто считают, что произошла она из медитации (чань), однако я считаю, истоки ее — у Янь Хуэя.



Предыдущая страница ]Содержание ]Следующая страница ]

© Май Михайлович Богачихин
Разработка и дизайн: <ME100>