ГлавнаяCодержаниеФорумВопрос авторуКонтакты

ПОНЯТИЕ О ЦИГУНЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТЯХ

продолжение
страница 5

Во времена династии Цзинь (265-420 гг.) появился "Трактат о желтом дворе" ("Хуан тин цзин" ) — книга, частично посвященная аутотренингу. Впоследствии даосы отнесли ее к важнейшим руководствам по аутотренингу. Как считают, книгу написал Вэй Фужэнь (Хуа Цунь), в ней говорится в основном о полях киновари, а также о некоторых видах тренировок.

В "Книге Цзинь " сказано: "Ван Сичжи вместе с даосом Сюй Маем практиковал прием пищи, собирал лекарственные камни в радиусе 1000 ли". Танец гусиных лап, которым занимался Ван, специально тренирует силу рук. При соединении способа письма с саморегуляцией мысль (и) идет впереди кисти, мысль приходит — и ци приходит, так проявляется огромная сила кисти.

Живший во время Северных и Южных династий (265-583 гг.) Тао Хунцзин был даосом и врачевателем. В предисловии к своей книге "Разные записки о знаменитых медиках" он писал "В инь (покое) пребывающий учитель проживает на горе Маошань, выплевыванию и набиранию (туна) он посвящает досуг, бродячим мыслям и магической технике, изучению корней и трав и свойств лекарств, чтобы исчерпать до конца сердце мудреца, потому сочиняет и обсуждает все это". Он стал даосом на горе Маошань (Тростниковой).

В части "Прием ци и лечение болезней" указано: "Все, двигающие ци (синци), набирают ци носом, ртом выплевывают ци, тонкое — втягиваешь его, это называется длинным дыханием. Набирание ци одно, выплевываний ци шесть. Единственное набирание ци именуют вдохом. Шесть выплевываний ци следующие: дуть, выдыхать, хихикать, согревать дыханием, медленно выдыхать и вздыхать. Все это вывод ци. Дыхание обычного человека состоит из выдохов и вдохов. Изначала существовал такой счет, когда хотят выплевывать ци, используя длинное дыхание: для охлаждения можно дуть, для согревания можно выдыхать. Дыхание специализируют при лечении болезней: дуют, чтобы изгнать жар, выдыхают, чтобы изгнать ветер, хихикают, чтобы изгнать волнения, согревают дыханием, чтобы понизить ци, медленно выдыхают, чтобы рассеять застойное скопление, вздыхают, чтобы освободить предел". Здесь описано так называемое шестисловное заклинание (лю цзы цзюэ), названия выдохов условны, подробно описывает их в наше время Ма Литан в своей книге.

Великая китайская стена

В дыхательных упражнениях, существовавших до Тао Хунцзина, главным было тренировать вдох, а Тао разработал 6 видов выдоха, считая это главным. Это шестисловное заклинание можно также использовать, основываясь на болезнях пяти плотных внутренних органов, поэтому в его книге также указывается: "При болезнях сердца в теле есть холод и жар, с помощью двух ци, дуя и выдыхая, изгоняют их. При болезнях легких диафрагма вздута и заполнена, медленно выдыхая на нее ци, изгоняют это. При болезнях селезенки по телу ходит ветер туда-сюда, тело зудит, болит и томится. Хихикая воздействуют посредством ци на него и тем самым изгоняют. При болезнях печени глаза болят и безрадостность (на душе), согревают дыханием, и ци изгоняет это".

В части, называющейся "Даоинь и аньмо", содержание еще более богато, и многие из ныне используемых методов динамической тренировки взяты отсюда . Автор, базируясь на "Трактате о ведении и привлечении" ("Даоинь цзин"), объясняет многие комплексы динамических упражнений, в том числе такие как "клюв", "промывка слюной", "волк сидит", "ушастая сова вертит головой влево и вправо", "топать пяткой", "искуственная рука", вытягивание ног, поглаживание глаз, массаж глаз, потягивание за уши, выпуск вверх, потирание лица, сухое умывание, подпирать голову и отгибать руки, сгибать лук, подпирать небо, толчок руками вперед и другие. Известные ныне самые ранние записанные сведения — например, "танцы пяти животных" Хуа То — также находим в этой части.

Среди методов взращивания жизни, приведенных в книге "Домашние комментарии Яня" , автора, жившего во время династии Северная Ци (549-579), есть следующие 6 основных моментов: "С любовью взращивать духовное просветление (шэнь мин), регулировать и усиливать дыхание (энергией) ци, быть внимательным к суставам и ложась, всегда учитывать холод и тепло, никогда не забывать о еде и питье, принимать в пищу лекарственные вещества". Здесь выражение "регулировать и усиливать дыхание (энергией) ци" подразумевает дыхательные упражнения.

Во времена Северных и Южных династий (265-583 гг.) в Китай прибыл буддийский монах высокого ранга Пути Дамо (Бодхидхарма) и в монастыре Шаолинь-сы на горе Суншань в провинции Хэнань стал учить буддийским сутрам, создав секту чань (медитативную). Он предложил новый метод медитации, при котором в безмолвии сидят лицом к стене до конца дня. Позже метод этот был назван "стеносмотрением". Согласно книге Дао Сюаня "Биографии высоких буддистов Танской династии", жившего в Танское время (618-907 гг.), "смотрение стены" делает сердце устойчивым, как стена, не склоняющимся и не отклоняющимся. Во втором свитке книги "Введение к комментариям и собранию источников чань" 4 сказано: "Дамо путем смотрения стены обучал людей успокаивать сердце (душу). Снаружи останавливаются (т.е. прекращают действовать — М.Б. ) все причины, внутри сердце бездыханное, сердце как стена — дао может войти". Так что стеносмотрение тоже концептуальный метод тренировки в статическом цигуне.

Когда древний цигун дожил до времени Суйской (589-619) и Танской (618-907) династий, то, развиваясь, он получил широкое распространение в медицине. Во всех трех классических медицинских книгах этого периода находим записи о древнем цигуне.

Иногда методы цигуна называют расчищением русла . Это и позы, и движения, и методы дыхания, и обращение внутреннего взора на поле киновари, "сохранение взора на пяти плотных внутренних органах", "сохранение мышления", "привлечение ци" и пр .

"В состоянии, когда "продует ветром тело, ноги и руки не действуют соответственно" и требуется "лечение болей в четырех конечностях", когда тоска томит крайне не вовремя и в животе собирается ци, поступают следующим образом. Стелят на кровать циновку, которая должна быть ровной и плотной. Выпрямив тело, ложатся навзничь, одежда свободная, пояс распущен, подушка высотой три цуня (примерно 7 см. — М.Б. ). Плотно сжимают кисти (4 пальца охватывают большие пальцы), руки откинуты от тела на расстояние 5 цуней, стопы вертикальны, друг от друга на 5 цуней. Успокоить сердце, стабилизировать ум, сделать спокойным дыхание, не думать о посторонних делах, специализировать ум на думах о ци. Осторожно "полоскают в источнике с хорошей водой": языком мягко лижут губы, рот и зубы, затем проглатывают слюну. Осторожно ртом выплевывают ци, носом втягивают ци, вводя в горло. Следует действовать очень осторожно и мягко, нельзя поступать по-солдатски резко и интенсивно. Подождав, пока отрегулируется успокоение, втягивают ци, не позволяя собственному слуху выпускать и впускать звуки. Каждый раз, втягивая ци, сопровождают ее думами сердца, дают ци выходить из концов пальцев ног. Втягивание ци — 5-6 дыханий. Один вдох и один выдох образует одно дыхание. Число дыханий доводят до десяти, увеличивая постепенно. Дойдешь до 100 или 200 дыханий болезнь уйдет .

При "состоянии пустоты и изнурения": "Когда кричит петух, стучат зубами до 36 прохождений (ударов сердца), лижут губы, полоскают рот, подпирая языком поверхность верхних зубов, и проглатывают за три раза. Убивает глистов, пополняет при пустоте и изнурении, делает человека крепким и сильным".

При "состоянии глотания слизи": "Лечь на левый или правый бок, не дышать 12 прохождений . Лечить глотание слизи ни к чему. Справа есть болезнь глотания — ложись на правый бок, слева есть болезнь глотания — ложись на левый бок".

При "состоянии, когда ветер продует 4 конечности и прострел не позволяет их согнуть и разогнуть": "Тело стоит, выпрямленное внизу и вверху, одной рукой — толчок вверх, ладонь отогнута, как будто с силой толкают что-то, другая рука опущена вниз, как будто прижимает что-то с большой силой. Вверх-вниз, туда-сюда, меняют местами четырежды семь. Изгоняет из плечей проникший ветер, из плечевых колодцев (выемки на плечах) холодную кровь, подмышками суставы и жилы связываются крепко".

При "состоянии, когда ветром продует, онемевшие руки-ноги не слушаются": "Левую и правую - складывают руки в приветствии (левая ладонь охватывает правый кулак) и оба локтя, не дышат 9 пропусканий. Излечивает боли в локтях и стопах, измождение и изнурение, онемение от ветра с непослушанием".

Книгу "Тысяча золотых важнейших рецептов для экстренных случаев" написал Сунь Сымяо во времена Танской династии. Книга богата по содержанию, включает различные клинические разделы. Среди них свиток "Взращивание природы" (ян син) знакомит со многими методами тренировок. Сунь Сымяо также написал книгу "Метод искусного взращивания центра затылка", где в двух главах: "Вождение и привлечение" и "Вождение ци" тоже много говорил о древнем цигуне. У Суня сказано так: "Дышишь ци — получаешь ли (идеал), и сто болезней не родятся; если же пренебрегать дыханием и избегать регулирования, то все болезни захотят возникнуть. Искусно овладевшие взращиванием должны знать методы регулирования ци: методы регулирования ци избавят от тьмы болезней и больших страданий". Этим он подчеркивал важность дыхательных упражнений. Касаясь конкретной методики, он писал: "При всех методах регулирования ци (занимаются) после полуночи до середины дня, (ибо) при ци жизни следует регулироваться; после середины дня и до середины ночи ци смерти, не следует регулироваться. Во время регулирования ци лежат навзничь на кровати, подстелив толстое и мягкое, подушка по высоте такая, чтобы все тело было ровное. Отбросив руки, раздвинув ноги, кистями сжимают суставы больших пальцев, от тела расстояние 4-5 цуней, ноги раздвинуты на расстояние 4-5 цуней. Считая, стучат зубами, выплевывают яшмовую пасту (слюну — М.Б. ), втягивают ци через нос и вводят в живот, ноги замирают неподвижно, есть сила-ли (физическая сила) — забирай, долго томи ци, (потом) потихоньку выплевывай через рот до конца и снова через нос потихоньку вводи внутрь. Выпускают ци точно так, как до того. Закрыв рот, по сердцу ведут счет. Счет позволяет ушам не слышать. Страх приводит к ошибкам и путанице".

Здесь говорится о способе тренировки вдоха. Рассматривая "шестисловное заклинание", относящееся к выдоху, автор говорит: "В случае болезни холода используют большой выдох 30 раз и тонкий выдох 10 раз. Метод выдоха: втягивают ци внутрь через нос, ртом выплевывают ци наружу, когда звуки друг за другом выдыхают слова, выплевывают их. В случае болезни жары используют большое дутье 50 раз и тонкое дутье 10 раз. Дуют так, как дуют на вещь, чтобы ци как бы звучала словами. Если больны легкие, используют большой медленный выдох (сюй) 30 раз, тонкий медленный выдох 10 раз. При болезни печени используют большое согревающее дыхание (кэ) 30 раз, тонкое согревающие дыхание 10 раз. Если больна селезенка, используют большое хихикающее дыхание (си) 30 раз, тонкое — 10 раз. При больных почках используют большое вздыхающее дыхание (сы) 50 раз, тонкое — 30 раз. Это 12 способов регулирования ци. Если есть болезнь, то полагаются на этот метод, а еще благоговейно используют сердце (душу), и нет того, что бы не поддалось". Метод, основанный на шестисловном заклинании , получил дальнейшее развитие.

Что касается динамических тренировок, то в книге "Тысяча золотых важнейших рецептов..." сохранились два цельных комплекса: "метод массажа (аньмо) брахманов небесной Индии", насчитывающий 18 поз, и " массаж по Лао-цзы", насчитывающий 49 движений.

Буддийскую секту "Небесная площадка" создал в Суйскую династию (589-619 гг.) знаменитый монах Чжи И, который, как говорили, обладал "методом остановки взгляда", включающим управление телом, дыханием, сердцем (душой). То есть методы тренировок он подразделял на отработку поз, дыхания и внимания, всем этим потомки пользовались для саморегуляции. Он восстановил "шесть искусных способов": счет, следование, остановка, созерцание, возвращение, чистота, которые полезны и для избавления от беспорядочного мышления .

Среди тех, кто занимался лечением в Танское время (618-907 гг.), многие обращались к таким методам саморегуляции, как прием ци и тихое сидение. Например, Лю Цзунъюань, изучив методы приема ци, в "Книге об обсуждении приема ци с Ли Мучжоу" указывает, что во многих книгах того времени "масса красивых слов", что это "книги, которые не следует передавать", нельзя что-то делать по этим книгам, необходимо иметь просветленного учителя для руководства, иначе будет вред вместо пользы. Поэтому, когда Ли Мучжоу пишет:

"Стал принимать ци — внешне постарел, а на сердце мало радости и веселья" это "использование такой техники, которая отнюдь не путь, которым можно воспользоваться". Это очень верная оценка.

Кроме того, очень интересно, что великий поэт Бо Цзюйи в последние годы часто практиковал тихое сидение. В его "Стихотворении о тихом сидении" сказано:

"Грея спину на солнце, смежив очи, сижу,
Ци спокойная мышцы и кожу рождает.
Пил сначала подобно вину,
После в спячку я впал и размяк.
Внешне плавилось все, в сто костей проникая,
Внутрь заглянешь — и крошки сознания нет.
Сущее все опустело, забылось,
Сердце и мнимое — все пустота".

Помимо этого, в стихотворении "В доме и вне дома" есть такие строки:

"Всю ночь, войдя в покой, сижу я в позелотоса,
Окликнет женщина, жена взовет — все без ответа".

Эти проникновения очень глубоки.

В периоды Сун, Цзинь (чжурчжэней) и Юань (монголов), т.е. в 960-1368 гг., появилась даосская техника внутренней киновари и древний цигун включил некоторые ее элементы.

В одной из книг того времени сказано: " Если ци достигнет (цели), то форма (тело ) успокаивается; когда форма спокойна, то дышат носом и регулируются гармонично; когда носовое дыхание создает гармонию, то чистая ци приходит и достигает (цели)". "Всем, принимающим ци, лучше всего сначала заняться ведением и привлечением, каждый день можно проглатывать 3-5 десятков глотков слюны, для овладевших приемом это лекарство". "Все, начинающие принимать ци, должны успокоить сердце и мысли, избавиться от сомнений и страха: если есть страх и боязнь, то ци будет ходить с трудом, если 4 тела отрегулированы и гармонизированы, то ваши мысли становятся веселыми и радостными, не томят тебя никакие дела, подходишь ко дню и побеждаешь день".

В книге много говорится и методах приема ци. Приведем два отрывка.

"Согласно книгам о киновари (дань) яшмовый дом — это поле киновари (даньтянь), размер — 1 цунь (яшмовый дом находится на 3 цуня ниже пупка). Воспроизводящая энергия (цзин) мечтает о яшмовом доме, внутри смотри на поле киновари (пилюли), бери ци и веди ее в поле киновари. Далее сначала избавься от волос в носу. Ложись навзничь, ноги раздвинь на 5 цуней, закрой глаза, сожми руки крепко (свернуть кисти, сжимая руки как у младенца), постели циновку в качестве подушки высотой 3 цуня, если в груди есть болезнь, то высотой 7 цуней, болезнь ниже пупка — можно отбросить подушку".



Предыдущая страница ]Содержание ]Следующая страница ]

© Май Михайлович Богачихин
Разработка и дизайн: <ME100>