ГлавнаяCодержаниеФорумВопрос авторуКонтакты

ПОНЯТИЕ О ЦИГУНЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТЯХ

продолжение
страница 7

Чжэн Цзинъюэ, исследуя "Трактат о внутреннем" ("Нэй цзин"), систематизировал этот труд и создал "Трактат о сходном" ("Лэй цзин"), "Схемы и крылья" и "Дополнительные крылья", сделав этим большой вклад в изучение "Трактата о внутреннем". В его трудах тоже приведено немало данных о древнем цигуне. Он подчеркивал особую важность ворот жизни (минмэнь), ссылаясь на книгу "Трактат о желтом дворе" и выражение из него: "Наверху есть желтый двор (хуантин), внизу первоначало заставы (гуаньюань), сзади есть темная полость (юцюэ), спереди ворота жизни". Он говорит: "В начальной жизни человека жизнь находится в пуповине, пупок соединен с полем пилюли, это море ци (цихай), то есть ворота жизни. Ворота жизни то (место), где прежнее небо рождает меня, отсюда получают; последующее небо рождается мною, отсюда закладываются основы. Это ворота жизни и двери смерти, поэтому расцвет и увядание, спокойствие и опасность находятся здесь, это источник энергии жизни (шэнци). И когда ци сильная — силен, ци ослаблена — заболеваешь". Кроме того, сказано: "Следовательно, ворота жизни — полый внутренний орган (фу) воды и огня, дом инь и ян, море тонкой ци, отверстие для смерти и жизни". Эта теория, показывающая важность изучения хранения мыслей в воротах жизни и поле пилюли, имеет свою информационную значимость.

В Цинское время Чэнь Цзяшу в книге "Банальные речи о взращивании болезней" подчеркивал: "Занятия ведением и привлечением в сто раз (эффективнее) медицины и лекарств, нельзя не знать (эту систему), нельзя не стараться овладеть". Он дал очень простую и удобную методику "взаимной опоры сердца и дыхания": "В ведении и привлечении необходимо овладеть счетом дыханий, мерой в котором служит взаимная опора сердца и дыхания. Если при начальном овладении сердце, возможно, возбуждено, то не следует считать дыхания, нужно наблюдать дыхание. Вначале наблюдение за дыханием обязательно будет грубым, по мере наблюдения оно будет утоньчаться и станет достаточным для того, чтобы сердце и дыхание опирались друг на друга".

В конце Минской династии Чэнь Цзижу в книге "Мелкие слова о взращивании жизни" предложил во время тренировок различать пустое и полное, холодное и горячее, чтобы пользоваться этим. В этом изюминка книги. В книге говорится: "Техника изгнания болезней имеет следующие методы ведения работы: в случае болезни пустоты следует беречь мысли и быть сдержанным, твердо скрывать сердечные намерения, вести работу по внутреннему сосредоточению с целью пополнения; в случае болезни полноты следует заниматься массажем аньмо, ведением и привлечением, привлекать усилия и управлять, вонзая когти, вести работу (гунфу) по выпуску (болезни) наружу для рассеяния; при всех горячих болезнях следует выплевывать старое и набирать новое, ртом выводить, а носом набирать для охлаждения; при холодных болезнях следует сохранять ци и запирать дыхание, использовать сознание, рождая огонь — для согревания".

В Минское время Ван Янмйн вел обучение и требовал,чтобы люди занимались тихим сидением. Он считал, что тихое сидение не совпадает с буддийской сидячей медитацией (цзочань) и вхождением в постоянство, а представляет собой "некую работу (гунфу) по собиранию и распусканию сердца". Его ученик Лю Цзюньлян намеривался отправиться в горы, чтобы заняться тихим сидением, и Ван Янмин заметил: "Если у тебя сердце пресытилось внешними вещами и отправляешься искать успокоения — это заносчивая и ленивая ци, противоречащая взращиванию и созиданию; если ты не пресытился внешними вещами, то возвращайся к спокойному месту и погружайся во взращивание, что хорошо". Эти слова хорошо соответствуют практике упражнения. Племянник Вана, Ван Лунси, в книге "Способы регулирования дыхания" ("Дяо си фа") отмечал: "Для желающих заниматься тихим сидением входные ворота — регулирование дыхания, оно делает сердце на время останавливающимся, при этом духовная и жизненная энергии (шэнь и ци) друг друга охраняют, что также способ управления. Регулирование дыхания и счет дыханий не одно и то же: счет имеет мысль, регулирование не имеет мысли — вводит сердце в пустоту и отсутствие, не в погружение и путаницу. Регулирование дыхания — это стабилизация сердца. Сердце стабильно дыхание еще более стабилизируется, истинное дыхание уходит и приходит, механизм выдохов и вдохов сам может создать изменения, добиваясь Неба и Земли. Сердце и дыхание друг на друга опираются — значит, дыхание за дыханием возвращаются к корню, основе жизни". В этом отрывке очень хорошо показана взаимосвязь сердца и дыхания.

Даоский храм

Во время династии Мин в книге "Сказ о тихом сидении" ("Цзин цзо шо") Гао Паньлун отмечал: "Способ тихого сидения не требует какой-либо методики — лишь покоя и постоянства, в молчании идут к успокоению. Два слова: покой и постоянство не допускают легкого отношения".

В начале династии Цин против сунских конфуцианцев Чжу Си и других, которые полдня занимались тихим сидением, а полдня читали книги, выступил Янь Юань. Он утверждал: "Для взращивания тела нет ничего лучше двигательных упражнений", "сколько двигаешь тело, столько даешь ему силы", "постоянно двигаешься — мышцы и кости вытягиваются в благоговении, каналы ци разглаживаются". Это очень хорошее мнение, здоровый человек должен главным образом заниматься движениями. Однако Янь в дополнении к движениям имел и "работу сидения выпрямившись" (дуань цзо гун). Конкретно, метод следующий: "Поправить шапку, упорядочить одежду, выпрямить тело, выровнять локти, руки скрестить в середине, глазами смотреть на кончик носа, голову держать прямо, дух (шэнь) и сердце в трепетании. Если так, то это поможет небесному принципу основы и сердца. Если небесный принцип взят за основу, то всякие нелепости сами покинут слух". Это , по существу , тоже одни из видов тихого сидения.

В последние 100 лет Цинской (маньчжурской) династии из-за загнивания феодальной власти, империалистического вмешательства, и когда реакционные классы распространяли идеологию подчинения иностранщине, китайское национальное культурное наследие стали полностью отвергать, к китайской медицине стали относиться с полным отрицанием, вплоть до подавления.

В конце Цинской династии Пань Вэйжу в книге "Основное искусство гигиены" указывал: "У человека плотные и полые внутренние органы (цзан и фу), продольные и поперечные каналы (цзин и ло), кровь и ци, мышцы и мускулы, если не остеречься, подвергаются воздействию внешней вредоносности (вайсе) и заболевают. В древности люди взяли за основу иглы и прижигания, затем появились острые камни, ведение и привлечение, массаж, винные компрессы и другие методы, что полезно заставам и суставам, крови и ци, способствует темпу и изгнанию вредоносности, вредоносность уходит — правильность сама возвращается, правильность вернулась болезнь сама уходит. Повседневно, тем более при осложнениях, храни мысли (сян) в поле пилюли. Если стремишься, чтобы вода и огонь, находящиеся в собственном теле, поддерживали друг друга, то дух (шэнь) будет в наполнении, ци в полноте, вредоносность не решится напасть. Вместо того чтобы ожидать, пока болезни и болести поразят тело, стонать и домогаться лечения, предпочтительней постоянно понемногу заниматься, тем самым предупреждать возможные страдания". Данная книга составлена руководствуясь этой главной идеей — профилактикой. Позже Ван Цзуюань сделал дополнение в виде атласа, назвав его "Пояснения в рисунках к внутренней работе", куда включил "Все тайны на 12-ти кусках парчи", "Пояснения к рисункам", "Секрет разделения ходов во внешней работе", "Трактат преобразования связок" (И цзинь цзин) и "Методы избавления от болезней и продления жизни". В этой книге основное внимание уделяется тренировкам динамического цигуна, ее особенность — наличие поясняющих рисунков.

В работе Си Сифаня, посвященной древней внешней и внутренней работе, также даются многочисленные подробные схемы ведения и привлечения и излечивания болезней, включая "Танцы пяти животных", "Восемь кусков парчи", "Трактат о преобразовании связок". Общее название работы: "Избранные рисунки и пояснения к внутренней и внешней работе" .

После синьхайской революции (1911 г.) в кругах интеллигенции появились люди, обучающие тихому сидению. Так, Ян Чанцзи в Первом педагогическом училище провинции Хунань постоянно обучал студентов основным тайнам и действию тихого сидения. В Шанхае Цзян Вэйцяо написал книгу "Метод тихого сидения Инь Шицзы" ("Инь Шицзы цзинцзо фа"). Эта книга в то время оказала большое влияние, предоставила определенную помощь в изучении тихого сидения, вызвала также некоторое активизирующее воздействие. Однако книгу пропитывает пессимистический мистический дух", к тому же большой ее недостаток — рассматривается только статическое сидение, не говорится о динамической работе. Поэтому т. Мао Цзэдун 1 апреля 1917 года в журнале "Новая молодежь" в статье, подписанной 28-ю лицами, "Спортивные исследования", указывал: "Метод тихого сидения почитается всеми учениками из киноварной земли. Ныне появился Инь Шицзы, говорящий о методике тихого сидения, думающий помочь собственному телу. Служит ли это путем, стоит ли подражать этому? По нашему невежественному мнению ведь и Небо и Земля — только движутся" .

В старом обществе, с одной стороны, правящие классы стремились методы цигуна захватить для себя, попусту мечтая самим "жить долго, не старея"; с другой стороны, были такие люди, использовавшие занятие цигуном как орудие для пропаганды мистики, давая ему окраску священной тайны. В условиях, когда китайская медицина подвергалась дискриминации и подавлению, цигун также был почти уничтожен.

После образования КНР в 1949 г. цигун-терапия также была выявлена и выправлена и получила впечатляющее развитие. В 1955 г. в г. Таншань была создана первая в истории специализированная организация по цигуну — Таншаньский городской санаторий цигуна, где начали вести клинические наблюдения за цигун-терапией, обобщали данные по клинической практике, распространяли методы закаливания — "работу по внутреннему взращиванию" (нэйян - гун). Их опыт лечения хронических желудочно-кишечных заболеваний немедленно распространился, что вызвало еще больший интерес к цигуну. В 1956 г. в Таншане и Бэйдайхэ организовывались курсы цигуна, готовившие специалистов для различных районов страны, после чего в ряде провинций и городов лечебные учреждения также стали использовать цигун-терапию для лечения хронических заболеваний.

В июле 1957 г. была создана Шанхайская клиника цигун-терапии. В ней прежде всего обобщали опыт неудач в лечении, о чем рассказал Цзян Вэйцяо на лекциях о цигуне в Шанхае. Учтя клинические наблюдения, обнаружили, что у многих больных в процессе занятий упражнениями возникли явления напряженности разной направленности. Некоторые обострения были вызваны болезненным состоянием, обусловленным заболеванием, некоторые возникли из-за забот и мыслей о болезни, а кроме того , излечение некоторых основ болезней как раз требуют обострения. Но могут быть и другие причины: позы во время тренировочных упражнений были скованные, одеревеневшие, связанные, вдохи и выдохи тянули жестко, мысль использовали слишком тяжело, гонялись за ощущениями и т.д. Чтобы избежать подобных явлений обострения и правильно выполнять упражнения без искажений и излечивать болезни, необходимо следующее: занимаясь статическими упражнениями, овладевая различными позами и регулировкой дыхания, сосредоточением внимания внутри и другими методами . Следует делать упор на расслабление. В связи с этим был составлен базовый комплекс упражнений, названный "работа по расслаблению" (фансун - гун, или сун - гун). После того как эта методика была распространена по всей стране и были получены хорошие результаты, она получила одобрение у специалистов по цигуну.

После 1950 г. цигун-терапия, пройдя клиническую практику и серьезные научные исследования, получила базу клинического опыта. Постепенно увеличивается количество лечебных учреждений, занимающихся цигун-терапией и профилактикой заболеваний. Для некоторых хронических заболеваний — таких как язвенная болезнь, опущение желудка, гипертония, туберкулез легких — получены относительно хорошие результаты. В области принципов использования современных методов для цигуна город Шанхай начал систематические научные исследования, изучая дыхание, психику, цикличность. Была создана учебная группа с целью изучения комплексного подхода в сочетании китайских и западных методов. *

Начали с лечения методами цигуна хронических заболеваний пищеварительного тракта типа язвенной болезни, постепенно перешли к лечению хронического воспаления печени, тахикардии, туберкулеза легких, эмфиземы легких, силикоза легких, бронхиальной астмы, неврастении, диабета, опущения почек, глаукомы, токсикоза при беременности, опущения матки, хронических воспалений тазовой области и пр. При некоторых острых заболеваниях (например, аппендицит), также использовали его в качестве лечебного мероприятия, вспомогательного средства до и после хирургической.



Предыдущая страница ]Содержание ][ Следующая страница ]

© Май Михайлович Богачихин
Разработка и дизайн: <ME100>