ГЛАВНАЯ СОДЕРЖАНИЕ ФОТОГАЛЕРЕЯ ВОПРОС АВТОРУ КОНТАКТЫ
Тяньчжушань (продолжение 1)

 

Вершинами (юэ), кроме гор, называют также тещу и тестя. В русской традиции, по крайней мере в отношении тещи, тоже много что серьезного сказано. Пятью вершинами (у юэ) называют также голову и пять плотных внутренних органов (у цзан), подчеркивая их важность.

В книге «Прохождение белого тигра» (Бай ху тун) сказано, что цель вершины (юэ) – прокалывать (цзюэ, иероглиф состоит из элементов «рука» и «рог»). Подразумевается, говоря современным языком, что в таких священных горах космическая энергия, или энергия Неба, пронизывает человека, помогая ему совершенствоваться в морально-этических принципах (дэ). Заниматься совершенствованием в дэ, в первую очередь, должны правители, князья.

Словарь «Эр я», что можно перевести как «Истинный такой» (смысл древних иероглифов), известен с середины 1-го тысячелетия до н.э., он описает древние иероглифы, которые к тому времени стали забывать. Однако Конфуций, живший в те же времена, говорил, что словарь составлен «давно, давно». В разные времена к пяти священным вершинам относили разные горы, так что не удивительно, что в «Эр я» не упоминается Небесный Столб. На острове Хайнань есть невысокая гора, которую тоже кто-то относит к Южной вершине. Для нас главное не поверить, а почувствовать благотворность данной местности для здоровья вообще и для занятий цигуном в частности. В 589 г. уже нашей эры название «Южная вершина» передали горе Хэншань, что южнее. Откуда бы знать об этом словарю «Эр я», если он более древний?

В «Даосском каноне» (Дао цзан) сказано: «Управляющие судьбой-мин пещерные резиденции находятся в Скрытых горах (Цяньшань, не путать с Тяньшань – Небесными горами), Управляют судьбой-мин небесные духи (тяньшэнь). Главным образом, управляют в Скрытых горах, находящихся в Шу». Судьба-мин – это предопределение, задающееся кармой. Есть еще судьба-юнь, определяемая личной жизнью. Если ведешь себя правильно-праведно, то живешь всю жизнь, сколько записано в судьбе-юнь. Если же нарушаешь космические законы, то жизнь, записанная в судьбе-юнь, сокращается. Так считают в Китае. Скрытые горы – те, что окружают Небесный столб.

В «Записях о знаменитых горах» (Мин шань цзи) сказано, что «Горы Небесный Столб 9 дней управляют судьбой-мин и выправляют господина, находятся в округе Спокойном (Шучжоу)». Шучжоу и есть Скрытые горы.

Даосы описывают 36 пещер, которых называют дунтянь, что можно перевести как «проникновение неба» (в человека) или как «проникновение в небо». Тяньчжушаньские в этом списке 14-е, их называют «пещерная резиденция для управления судьбой-мин» (сы мин дун фу).

Многие знаменитости, помимо нас, побывали здесь (мы «знамениты» тем, что нас было девять – думаю, самая большая группа из России). В Тяньчжушаньских горах занимался выплавлением пилюли бессмертия Цзо Цы, изучал Путь (Дао) Гэ Хун. Во времена императора Воинственного (У-ди, 502-549) династии Лян даос Белый Журавль (Бай Хэ) спорил здесь о Законах Космоса с чаньским патриархом Яшмовая Воля (Юй Чжи). А начиная с Воинственного императора династии Хань (Хань У-ди) горы Небесных Столбов стали столицей даосских жертвоприношений. При династиях Тан и Сун (618-907 и 960-1279) сильно распространилось поклонение горе.

Китайские императоры ранних династий присваивали себе не столько имя, сколько девиз правления: назвали себя или Воинственным (военным, У), или Гражданским (Вэнь), или еще как-то.

Буддисты не оставались в стороне. Начиная с Лянского императора Воинственного, при котором чаньский патриарх Яшмовая Воля открыл гору, построив храм, началось распространение буддизма. При династиях Суй и Тан (589-619 и 618-907) чаньский патриарх Белые Одежды Сверкают (Бай И Цань) говорил здесь об учении Будды и создавал преобразования (сознания). Его назвали третьим чаньским патриархом. Стали создаваться буддийские монастыри и кумирни, всего более 70, однако во время войн многие были разрушены.

Многие знаменитые конфуцианцы посещали Небесный Столб. Среди них знаменитый историк Сыма Цянь, танские поэты Ли Бо и Бо Цзюйи, сунские поэты Ван Аньши (Ван Спокойный, как Камень), Су Дунпо (Су с Восточного Склона), Хуан Тинцзянь, минские Лю Байвэнь и Ши Кэфа. Они писали о Столбе в своих стихах. «Странный пик выходит из странных облаков. Талантливый человек поглощает энергию таланта… Вот сумею вернуть пилюлю бессмертия, брошу все дела и вернусь в эти места», писал Ли Бо. «Пик Небесного Столба подпирает солнце и луну. Врата пещер, всё наполняя, запирают облака и грозы»… «Иногда посещал Цзо Ци высоко в местах уединенных. Лиловой чистоты священный журавль узнавал в своем гнезде», писал Бо Цзюйи. А Су Дунпо писал, что в Скрытых горах прожил в уединении 74 дня, в животе душевная жидкость превращалась в киноварный песок, тонкий смысл киноварных книг передавался устно, и он погружался в тайну в этих местах счастья. «В 14-ти пещерах молоко пищевого камня, на семи тысячах пиков варится киноварных песок, среди знаменитостей 4-х династий кто самый успешный? Священный старец особо указывает на дом Гэ Хуна», писал Лю Байвэнь.

[ Назад ] [ Содержание ] [ Далее ]

© Май Михайлович Богачихин