ГЛАВНАЯ СОДЕРЖАНИЕ ФОТОГАЛЕРЕЯ ВОПРОС АВТОРУ КОНТАКТЫ
Тяньчжушань (продолжение 2)

 

Гэ Хун, упоминаемый здесь уже второй раз, автор книги «Баопу-цзы». Бао пу – объемлющий простоту, а цзы – суффикс, используемый задолго до него для философов: Лао-цзы, Чжуан-цзы, Кун-цзы. Жил даос Гэ Хун в 3-4 веке. Практиковал достижение бессмертия путем сочетания внутренней работы с приемом внутрь разных веществ. Прожил лет 80, что для тех времен немало. После него многие работали над физическим бессмертием.

Другой упоминаемый здесь даос Цзо Цы (Цзо Великая Любовь) жил во времена династии Восточная Хань (9-219 гг.). Он местный. Ныне на Небесном Столбе есть места, которые называются нижнее, среднее и верхнее выплавление пилюли, там и выплавляли пилюлю бессмертия во времена Цзо Цы. Под Камнем Грома (Пилиши) есть каменная пещера, она и была жилищем Цзо Цы, где он выплавлял пилюлю. Рассказывают, что он, получив «Трактат о девяти пилюлях и золотой жидкости», мог «заставлять добрых и злых духов изменяться в 10 тысяч видов». Пещера Цзо Цы находится на берегу озера Выплавления Пилюли (Ляньданьху). Это грот, высота и ширина входа (привожу по памяти) метра три, глубина метра четыре. Не смотря на полную открытость к озеру, внутри резко теплее. Непонятно, как это может быть. Захотелось взять спальник и поселиться здесь хоть на одну ночку.

Император Гражданский (Вэнь-ди, правил в 226-226 гг.) царства Вэй в своей книге «О правилах» (Дянь лунь) писал, что Цзо Цы знал технику пополнения и ведения (будао), т.е. цигун для укрепления тела, говоря современным языком. Пополнял энергией, проводил ее по телу. Этим и сейчас занимаются наши целители.

В «Книге Поздней Хань» (Хоу хань шу) биография Цзо Цы отнесена к биографиям знатоков «техники направлений» (фаншу), т.е. к геомантам. Цзо Цы, используя особые пейзажи горы Тяньчжу, занимался выплевыванием-набиранием (туна) – техникой укрепления тела. Он занимался не только выплавлением пилюли, но и лечил народ, обучал людей простым методам оздоровления тела, передавая священную технику цигуна.

После Цзо Цы и буддисты, и даосы признали Тяньчжушань драгоценной землей, и многие стали приходить сюда и жить в уединении. Они накопили огромный опыт саморегуляции, который передавали тайно, но методы просачивались наружу, особенно во времена династий Сун и Юань (960-1279 и 1280-1367), когда распространилась идея о единстве всех трех учений, распространенных в Китае – конфуцианства, даосизма и буддизма, и о том, что всё полезное из них надо использовать. Со временем сформировался своеобразный тяньчжушаньский цигун, собравший методы тренировки, заимствованные у этих трех школ и у медиков, но эти методы были рассеяны в народе и не систематизированы.

Говоря о нашем времени, следует назвать проф. У Ифэна (У, Базирующийся на Пике). В момент написания книги Лю Шаобиня (примерно 1993 г.) У было 90 лет, из них более 60-ти он скрытно проживал и тренировался на Тяньчжушане. Тот же стаж занятий тяньчжушаньским цигуном и у Чэнь Цзинъюаня, который на два года моложе.

Сам Лю Шаобинь со своим братом Лю Шаосюном 16-ти лет обратился к старшему даосу (даочжану) по имени Лин Гу (Ущелье для Души-лин) с просьбой стать учителем. После начала «культурной революции» пришлось уйти несколько в сторону: стали собирать и систематизировать методы оздоровления, распространенные в народе. Занимались этим более 20 лет. Шаобинь, кроме того, сам занимался цигуном, и в результате возник тяньчжушаньский цигун, тренирующий как природу (син), так судьбу (мин). «Телом» для этого цигуна служит даосизм, буддизм служит подтверждением, добавлена конфуцианская медицина. С 1988 г. этот цигун передается открыто, «так что теперь древний тайный цигун может приносить счастье людям» – заключает историческое введение к своей книге Лю Шаобинь.

Остается только расшифровать имя Шаобиня. Шао может значить «молодой». Это понятно: он ведь младший брат. Что касается иероглифа бинь, то он состоит из элементов «гражданский» и «военный», в сумме – гармония того и другого, гармония иньской и янской деятельности. Словарь дает более развернутое значение иероглифа бинь: доблестный, гармоничный, полная гармония, изящный облик и благородная натура.

Шаобинь – молодой и гармоничный. Он занимается гармонизацией организма людей. И кто ему дал такое имя-предначертание? Нам тоже следует относиться серьезно к подбору имени.

И последнее. Этот район оказал большое влияние не только на китайские религии, но и на многие стороны китайской культуры и искусства.


Источники на китайском языке.

  1. Лю Шаобинь: Тяньчжушаньский цигун Китая сохраняет здоровье. Изд-во Хайчжу (Морская свинка), 1994, тираж 10000 экз.
  2. Словарь «Море слов» (Цы хай).
  3. Туристский справочник: Тяньчжушань. Без выходных данных.
  4. Туристский плакат: Тяньчжушань. Без выходных данных.

Октябрь-2004


См. также: "Искусство "внутренней пилюли" и тяньчжуская система цигун"

[ Назад ] [ Содержание ] -

© Май Михайлович Богачихин